Рецензия на альбом группы Dream Theater "The Astonishing" (2016)

20 June 2019

DREAM THEATER
The Astonishing (2 CD / Digipak)
℗ 2016 Roadrunner Records RR 7493 2 /
Warner Music Russia 554541-2
20 + 14 tracks = 79'59" + 50'39"

Рецензия на альбом группы Dream Theater "The Astonishing" (2016)

Почему-то вся предварительная информация, и вовсе не русскоязычная, об издании новейшего альбома Dream Theater напирала на то, что «The Astonishing» является двойником, причем без дальнейших пояснений. Как будто до этого нью-йоркцы никогда не записывали двойников: альбом «Six Degrees Of Inner Turbulence» (2002) у всех на виду. Правда, есть и существенная разница: если «Six Degrees…» являл собой прежде всего музыкальное исследование собственной стилистики группы, то новинка – двойной концептуальный альбом с сюжетом в том смысле, как это понимали в 70-е. Как выразились бы на Руси, «рок-опера». То есть создается впечатление, что идеология отца-основателя Dream Theater, ее бывшего барабанщика Майка Портного, из группы неизгоняема. Ведь игра в 70-е всегда была увлечением именно Майка, а никак не нынешнего лидера группы, ее бессменного гитариста Джона Петруччи.

Не меньше удивляет и отсутствие рецензий на «The Astonishing» в массе профильных СМИ, как минимум сетевых… Впрочем, абсолютно всё вышесказанное, становится объяснимым самое позднее через десять минут с начала прослушивания новинки: монументальный двойник не просто является самым доступным по звучанию альбомом группы с момента, самое позднее, выхода в свет «Awake» (1994). Это вообще наименее прогрессивная не то что по звучанию, а и по сути материала работа Dream Theater с момента дебюта группы в грамзаписи почти 27 лет тому назад. Пожалуй, многие и многие поклонники группы, привыкшие к намеренной сложности ее композиций, останутся недовольны… Что же произошло?

Видеоклип к пьесе "The Gift Of Music"

Судя по всему, Джон Петруччи с определенного момента видел музыкальное будущее группы очень по-другому, нежели Майк Портной. Но и после ухода Майка из коллектива моментального поворота не получилось – не только его бы не приняли поклонники, но и самим музыкантам было сложно его осуществить. Посему и «Dramatic Turn Of Events» (2011), и безымянный альбом 2013 года были своего рода переходными работами – хотя «The Astonishing» бесконечно далек от вариаций на тему «группа Rush играет техно-трэш» своего предшественника. И если заглянуть в буклет, многое становится ясно: «музыка Джона Петруччи и Джордана Рьюдса, сценарий и тексты Джона Петруччи». Вот вам и разгадка: Джон при соавторстве Джордана записал в формате группы собственный сольный альбом, уподобившись Кену Хенсли и Uriah Heep с альбомом «High And Mighty» (1976). И параллель с 70-ми приходит на ум совершенно не зря…

«У американских – собственная гордость». Каким бы патриотом своей страны ни был Майк Портной, ему всё время явно хотелось моделировать Dream Theater как развитие Rush, Yes и Iron Maiden одновременно. Амбиции Джона и Джордана и проще, и приземленнее: давайте признаемся в любви к Kansas – да так, чтобы никому мало не показалось! Однако «мало не кажется» только в смысле длины новой работы: 2 часа 10 минут музыки зараз осилить очень сложно. Что ж, давайте согласимся с правилами игры музыкантов и признаем совершенно оправдывающий свое имя «The Astonishing» за эдакий фантастический студийный тройник Kansas, и будем слушать его в три приема. Тем более, что одна, но пламенная страсть музыкантов оказывается на поверхности очень быстро – уже в инструментальной «интродукции №2» «Dystopian Overture», будто бы выхваченной из середины самых технократических опусов авторства Керри Ливгрена с первых двух LP Kansas (1974–1975). Трагические партии фортепиано и клавишных прилагаются, и надо сразу заявить, что в кои-то веки партии Джордана не слушаются в могучих аранжировках материала малость чужеродным элементом. Конечно, «не “Канзасом” единым»: изрядная часть материала может быть описана как симфо-рок на стыке опять же Kansas и горячо любимых вокалистом Джеймсом ЛяБри Queen, несколько номеров здесь вообще слушаются как секретные ауттэйки Queen («When Your Time Has Come», гимнообразная пьеса «Brother, Can You Hear Me?» и хитовая баллада «The X Aspect»). Есть и пара композиций, напоминающая о наименее «металлической» стороне собратьев по оружию Symphony X – «Lord Nafaryus» и «Act Of Faythe», а верхом оригинальности композиторских изысканий Джона и Джорада стали фанк-хардовая пьеса «A Life Left Behind», сильно напоминающая творения The Dixie Dregs (в состав которых некогда входил Джордан), и фортепианная баллада «Begin Again», которую было бы не стыдно и еще не Сэру Элтону Джону написать году эдак в 1973-м. А венчает двойник акустическая баллада «Astonishing», напоминающая о таких творениях Кумиров, как «Dust In The Wind» (1977) и «Back Door» (1980). Конечно, на втором CD материал дает некоторую эмоциональную просадку – но, как говорится, никто не всемогущ.

Элементов, отсылающих к «настоящему» Dream Theater, на альбоме откровенно мало – с ходу можно назвать только закрученные инструментальные секции в «My Last Farewell» да знакомые гитарно-басовые риффы двух Джонов – Петруччи и Мьюнга. Барабанщик Майк Манджини при своей виртуозности нигде не лезет вперед – барабаны смикшированы ровно в том балансе, который был свойственен 70-м. К тому же, несмотря на рекордную длительность двойника, только одна пьеса выходит по длительности за пределы семи минут (пафосный синтез Kansas и Queen «A New Beginning»), прочие же укладываются в не совсем привычные для группы 5'40". Видится очень важным, что альбом спродюсирован Джоном с вальяжным и комфортным звуком, отсылающим к лучшим образцам заокеанского стадионного AOR'а и арена-рока последней трети 80-х. И позвольте отдельно снять шляпу перед делавшим мастеринг альбома Тедом Йенсеном: весь материал звучит не слишком громко, не выбивая слушателю мозги, зато на диво разборчиво.

Хотя времени до конца 2016 года осталось немало, побить «The Astonishing» как главного претендента на звание «рок-альбом года» будет очень трудно. Дело не только в безупречности звучания новой работы, но и в зашкаливающей смелости коллектива в его обращении к классическому наследию рок-музыки 70-х. С неуклонным возрастанием общемирового интереса к ретро-року Dream Theater совершенно неожиданно оседлали эту модную волну – и потому их возвращение к званию лучшей рок-группы Земли может состояться уже в ближайшие месяцы. И, конечно, «The Astonishing» оказался таким альбомом, после которой следующую студийную работу Dream Theater всякий умный слушатель будет ждать с нетерпением.

Лицензионное издание альбома группы Dream Theater "The Astonishing" на CD может быть приобретено там, где вы обычно покупаете лицензионные CD.

Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.