Рецензия на альбом проекта In Search For “Atonement Pt. 1” (2018)

12 November 2019
113 full reads
1 min.
209 story viewsUnique page visitors
113 read the story to the endThat's 54% of the total page views
1 minute — average reading time

YANN ZHANCHAK / IN SEARCH FOR
Atonement Pt. 1
℗ 2018 More Hate Productions /
ФОНО FOP 124 CD
13 tracks = 70'14"

Слушать альбом проекта In Search For “Atonement Pt. 1” на Яндекс.музыке

Редко когда альбом в стилистике прогрессивного либо арт-рока, записанный музыкантами из стран СНГ, может быть назван работой мирового уровня, но перед нами – прецедент именно такого рода. Вторая за десятилетие работа студийного проекта белорусского композитора, вокалиста, мультиинструменталиста и продюсера Яна Женчака In Search For заслуживает именно такого звания, и по идее должна быть непременно переиздана в мировом масштабе. Причём необходимо отметить, что усердно навешиваемый на материал Яна ярлык прогрессив-метала или прогрессив-рока не работает ни в какой мере – это арт-рок в том смысле, какой вкладывали в это определение его первопроходцы на грани 60-х и 70-х годов XX века. Синтез различных музыкальных начал от белорусского фолка до действительно жесткого прог-метала в духе классики Fates Warning или фаворитов Яна Ayreon – это очень и очень приблизительное (да и всё едино неверное) описание “Atonement Pt. 1”… На самом деле эксперт сталкивается здесь с, как именовали её англичане в начале 70-х, «проблемой Pink Floyd»: как описать столь удивительную и, не побоимся этого термина, новаторскую музыку словами?

Конечно, найдутся и те, кто будет проводить истоки творчества Яна от его работы в уже государственном составе «Песняров», но автору этих строк по знакомству с альбомом пришла в голову другая, и не самая очевидная аналогия. А именно – что мрачность и известная атмосферность музыкального материала, в значительной степени обусловленная содержательной концепцией альбома, восходит здесь к не самой известной (а жаль!) белорусской группе 80-х «Сузорье», создававшей свои негромкие арт-роковые полотна на основе именно старобелорусского фольклора. Но у Яна это переосмысление действительно народной музыки происходит в современной системе технократических рок-координат – и в результате “Atonement Pt. 1” может быть рекомендован исключительно подготовленному слушателю. Широкая публика, жаждущая русскоязычных текстов и музыкальной формы на уровне «куплет-припев и иногда гитарное соло» намеренно оставлена автором за бортом своего внимания.

Видеоклип к пьесам “Into” и “Ira”

В таком случае стоит сказать пару слов и о концепции альбома: речь идёт о грядущем изобретении человечества – «машины индульгенции», которая осуществляет симуляцию искупления грехов. В эту машину попадает смертельно больной человек, величайшим грехом которого признан гнев, но не только. Почти все пьесы альбома таким образом повествуют об отдельных грехах – такой концепции позавидовал бы и Ayreon. По стать концепции и музыкальное содержание альбома, при всех оговорках уже сравниваемое экспертами с тем же проектом Ayreon, плюс с представителями европейского мрачного прог-метала – Twilight, Beyond Twilight и поздним Opeth. Но не менее очевидными представляется параллель творчества Яна и с изобретателями субстиля, а именно с американцами Fates Warning раннего периода (1984–1986) – однако не самые закрученные партии электрогитар пропущены здесь через призму понятных фолк-наклонностей автора альбома, и этот подход особенно хорошо слышен в пьесах “Superbia” и “White To Black”. Плюс Ян не стесняется вводить в подобный материал далеко нефоновые клавишные партии – причём как монументально звучащий эмулированный орган Hammond (хотелось бы только, чтобы он был смикширован повыше), так и несколько гаерское, вальсовое фортепиано разной степени глумливости (“Luxuria”, “Resurface” и “Face The Reality”), что следка роднит In Search For даже с ранними альбомами Genesis. Финальная же полноценная пьеса “His Loneliness” выдержана в псевдоклассическом ключе, но эмоциональным пиком альбома является практически первый трек, 11-минутный эпик “Ira” (не забывайте, что главный грех в повествоании – это именно Гнев), в котором Ян добивается нужного баланса прогрессивности и мрачности звучания. Но, повторимся, неблагодарное это дело – описывать словами такую музыку.

Текстовый видеоклип к пьесе “Face The Reality”

Нужно добавить, что такой пир аудиогурмана дополнен на CD новой версией гораздо более прямолинейного трёхтрекового EP “Soul Inside” (2010) под именем “Soul RE: Inside” с частично переписанными инструментальными партиями, в частности – с настоящими барабанами. И, само собой, такой масштабный проект не мог обойтись в студии без знатных гостей, среди которых необходимо упомянуть всем известного вокалиста Петра Елфимова (ныне – «Гран-куражъ»), бас-гитариста Стаса Сюзева (Ivory, экс-Wolfshade) и барабанщика Александра Дьяченко (Solar Wind) – и это далеко не все имена. Очевидно, читатель уже понял, что “Atonement Pt. 1” – альбом крайне непривычный для нашей хэви- и прогрессивной сцены и по концепции, и по музыкальным замыслам и их воплощениям. А раз так – то невзирая на привычную, к сожалению, секретность данного CD-релиза, вопрос о наличии его в коллекции каждого настоящего меломана должен решаться только положительно.

Лицензионное издание альбома проекта In Search For “Atonement Pt. 1” на CD может быть приобретено там, где вы обычно покупаете лицензионные CD.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •

Subscribe to channel
and don't miss new publications
Don't miss new
publications