Рецензия на альбомы группы Evergrey “The Dark Discovery” (1998 / 2017) и “Solitude + Dominance + Tragedy” (1999 / 2017)

14 June 2019

EVERGREY

The Dark Discovery

℗ 1998 / 2017 Gothenburg Noiseworks / AFM Records AFM 642-2 / ФОНО FO 1325 CD

12 tracks = 55'41"

EVERGREY

Solitude + Dominance + Tragedy

℗ 1999 / 2017 Hall Of Sermon / AFM Records AFM 643-9 / ФОНО FO 1326 CD

10 tracks = 48'55"

Рецензия на альбомы группы Evergrey “The Dark Discovery” (1998 / 2017) и “Solitude + Dominance + Tragedy” (1999 / 2017)

Не нужно лишний раз объяснять, что первый, а то и пара первых альбомов коллектива, впоследствии становящегося большим именем в своём рок-субстиле, довольно часто являются всего-навсего черновиками, не отражающими ни уникальных музыкальных идей данного состава, ни его специфики звучания. Так вот, всё вышесказанное совершенно не относится ко всем известной ныне щведской группе Evergrey, и уже второе переиздание её двух первых альбомов (после CD немецкой фирмы Inside Out Music и французской NTS 2003–2005 годов) – наконец-то с радикально ремастированным звучанием – напомнило об этой удивительной особенности небанального состава ещё раз.

Фактически моментальное нахождение молодыми музыкантами Evergrey звука собственной группы тем более удивительно, если рассматривать их дебют “The Dark Discovery” не по сумме музыкальных заслуг, а в историческом контексте. Он был записан ещё летом-осенью 1996 года, а тогда европейская сцена ещё находилась в растерянности – что же делать после краха гранжа в мировом масштабе? – и всё больше прирастала если не коллективами непонятной альтернативно-металлической стилистики, ныне благополучно забытыми, то группами экстремальных субстилей. Нужно было быть, конечно, изрядным авантюристом, чтобы соединить воедино рифовые и мелодические структуры в духе классического студийного наследия Ингви Мальмстина (Yngwie J. Malmsteen) и мрачную атмосферу, частично восходящую к работам американцев Iced Earth, а частично – к скандинавской дум-готике первой половины 90-х. И пусть “The Dark Discovery” записан не слишком чисто, а группа звучит здесь несколько любительски – он стал одной из первых продюсерских работ гитариста группы King Diamond Энди ЛяРока (Andy LaRocque) в ещё никому не известной студии Los Angered Recordings – даже с этой записью Evergrey ухитрились не затеряться в море разливанном дебютных альбомов. Правда, издательский дебют случился лишь двумя годами позже, и слухи о крайне оригинальной новой группе распространились именно в 1998-м. В наши же дни удивляет, что самый первый номер дебюта, “Blackened Dawn” несёт в себе абсолютно все музыкально-аранжировочные черты Evergrey, которые коллектив с успехом воспроизводит до сих пор. Да и мало кому удающееся сочетание совершенно ледяного электропиано и жёстких гитарных риффов, ставшее одной из фирменных марок Evergrey, явлено здесь же – в титульном треке. Мрачная баллада, построенная на трагических партиях рояля, тоже имеется в облике пьесы “Foe Every Tear That Falls”. Но эмоциональной вершиной альбома стал мини-эпик “Closed Eyes”, где не самые позитивные эмоции нагнетаются удачным сочетанием партий акустических и электрогитар, причем именно акустические инструменты несут здесь ответственность за «тьму». Причём этот номер представлен здесь и в демо-версии 1996 года в роли бонус-трека с вокалом Йенса Флорена (Jens Florén, экс-Pagandom), но с совсем уже примитивным и глухим продюсированием. Велик соблазн сказать, что хотелось бы услышать “The Dark Discovery” в перезаписанном виде – но, к счастью, лидер Evergrey, певец и гитарист Том Энглунд (Tom S. Englund) и сейчас хорошо понимает самоценность этого альбома, записанного «тогда, там и при тех обстоятельствах». Правда, ремастеринг не нуждающегося в представлении Якоба Хансена (Jacob Hansen) не смог сделать идеального звучания из сырого – но, повторимся, это и не нужно. И сейчас “The Dark Discovery” – это серьёзный документ рок-истории.

Альбом же “Solitude + Dominance + Tragedy” стал для Evergrey той работой, что сделала группе имя как минимум в континентальной Европе и, естественно, в Японии. Ничего удивительного – на дворе стоял 1999-й, и требование сочетания красивого и мрачного в нелёгкой музыке (явленное здесь изумительной музыкальности балладами “The Shocking Truth” и “Words Mean Nothing”) было, безусловно, «моделью того года». Слушая “Solitude…”, даже начинаешь думать, что с известной «готичностью» в звучании Evergrey даже несколько переборщили, и вообще, не является ли такой подход следствием тогдашнего издательского контракта с фирмой лидера поп-готических идолов Lacrimosa Тило Вульфом (Tilo Wolff) Hall Of Sermon? Так или не так, но шведы именно этой нетипичной для грани веков суровостью атмосферы прогрессивного пауэр-метала, явно стремящегося в мэйнстрим, и сделали себе уникальное имя в субстиле – причём сумели оказаться уникальной группой без особых последователей и 20 лет спустя. Атмосфера альбома впечатляет и ныне, будучи усугублённой редкими, да меткими партиями электроскрипки Стюарта Уайатта (Stuart Wyatt), да и материал с него до сих пор играется Evergrey на концертах. Повторимся, редко когда случается, что всего вторая полноразмерная работа коллектива оказывается краеугольным камнем его творчества и не теряет актуальности на протяжении всей карьеры музыкантов, но в случае с “Solitude…” это именно так. Тем важнее не забыть оставить данный CD в своей коллекции.

Лицензионные издания альбомов группы Evergrey “The Dark Discovery” и “Solitude + Dominance + Tragedy” на CD может быть приобретено там, где вы обычно покупаете лицензионные CD.

Все необходимые ссылки по данному альбому имеются в соответствующем посте в моём LiveJornal.

Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.