Рецензия на альбомы группы Saxon “Sacrifice” (2013 / 2017) и “Battering Ram” (2015 / 2018)

4 July 2019

SAXON
Sacrifice
℗ 2013 / 2017 UDR Music UDR 0152 CD / Silver Lining Music /
ФОНО FO 1369 CD
15 tracks = 62'16"

SAXON
Battering Ram
℗ 2015 / 2018 UDR Music UDR 037 P01 / Silver Lining Music /
ФОНО FO 1347 CD
11 tracks = 50'21"

Альбом группы Saxon “Sacrifice” на iTunes
Слушать альбом группы Saxon “Sacrifice” на Яндекс.музыке

Совершенно азбучная и набившая оскомину истина: в звёзды различной величины из всего движения NWOBHM («новой волны британского хэви-метала») выбились всего три группы: Iron Maiden, Def Leppard и Saxon, причём звёздная величина третьей из них совершенно несравнима с таковой у первых двух. Почему – объяснять не надо: отсутствие коммерческого успеха в Америке 80-х. Но это и понятно – как бы музыканты Saxon не хотели бы удивить заокеанского слущателя, подобно их конкурентам, чертями на обложках альбомов или имиджем вечно юного бойз-бэнда с перегруженными гитарами, у них никогда не было ни того, ни другого. Вернее сказать, Saxon так и не стали героями в бывшей колонии именно за счёт абсолютно британского духа своего песенного творчества – вы же не жалуетесь, что в США так же абсолютно непопулярны Status Quo? Но зато этот национальный дух очень много значит для всей континентальной Европы, и даже для бывшей страны-противника Империи в обеих мировых войнах, где уже давно находятся издатели Saxon, и где они – всегда долгожданные герои на рок-фестивалях. Ещё важнее другое: современные альбомы Saxon показывают нам, во что эволюционировал бы классический NWOBHM в целом, если бы эта «волна» окончательно не заглохла к поздней весне 1982 годы. Ведь ни для кого не секрет, что у вышеназванных коллег-конкурентов Saxon вся честная пролетарская составляющая из музыки вымылась именно к тому году, и что финалом NWOBHM считается дата выхода в свет третьего альбома Iron Maiden “The Number Of The Beast”, то есть 22 марта 1982 года. Так вот, современный Saxon – это и есть NWOBHM, доживший до наших дней в добром здравии и на совершенно современном, мощном и чистом звуке.

Альбом группы Saxon “Battering Ram” на iTunes
Слушать альбом группы Saxon “Battering Ram” на Яндекс.музыке

Начиная с альбома “Into The Labyrinth” (2009) Saxon сумели полностью избавиться от всего мало-мальски лишнего в своей музыке, и их работы ныне – просто образец для каждого, кто хочет стать настоящим практикующим хэви-металлистом с правильным ориентиром. Собственно, что “Sacrifice”, что “Battering Ram” – не худшие примеры для подражания, нежели остальные три студийные работы группы 2009–2017 годов. Однако не надо уподобляться известным критикам из журнала «Ровесник»-1982 и указывать, что «песен много, но они все одинаковые» – зато музыканты Saxon точно знают, какой материал нужен хоть их постаревшему сверстнику, помнящим, «где он был в 79-м», хоть юному металлисту в майке с модной картинкой. Группа не гонится за разнообразием и не сочиняет десяти- и тем более 18-минутных сюит, к окончанию которых ты забываешь, с чего они начинались. «Джинсы и кожа, получи по роже!» – вот музыкальный лозунг группы Saxon, прерываемый на обоих альбомах лишь полуфолковым треком “Made In Belfast” с “Sacrifice”, несколько напоминающим классику Skyclad и патетически повествующим о трудящихся с судоверфей г. Белфаста.

Видеоклип к пьесе "Sacrifice"

С точки зрения автора текстов бессменный лидер группы, вокалист Питер «Бифф» Байфорд (Peter “Biff” Byford) остаётся верен себе – они пишет обо всём подряд, что может быть интересно патриотически настроенному британскому пролетарию, почитывающему на досуге научно-популярные журналы. То есть об автогонках (“Warriors Of The Road” с “Sacrifice”), строительстве в Нью-Йорке на месте Мирового торгового центра (“Walking The Steel” – “Sacrifice”), боевых действиях наёмников (“Wheels Of Terror” – “Sacrifice”)… Само собой, здесь имеется условный хэви-рок-н-ролл про рок-н-ролльную жизнь (“Stand Up And Fight” – “Sacrifice”) и песнь про рок-концерт, то есть титульный трек “Battering Ram”. Наличествует даже условная социальная сатира (“Standing In A Queue” – “Sacrifice”) и суровая байка о следах Дьявола в Девоншире в 1855 году (“The Devil’s Footprint” – “Battering Ram”); на этом же альбоме Бифф доступными музыкально-текстовыми средствами пересказывает «Алису в Стране чудес» (“Queen Of Hearts”). А эмоциональной вершиной обеих альбомов является номер “Kingdom Of The Cross” с “Battering Ram”, музыкально схожий с незабвенной пьесой “The Eagle Has Landed” (1983) и посвященной британским солдатам, павшим в Первой мировой войне на полях Фландрии.

Видеоклип к пьесе "Battering Ram"

Отдельного разговора заслуживает пятитрековая бонус-секция “Sacrifice”, являющаяся в оригинале частью «перепевочного» альбома “Unplugged And Strung Up” (2013) – она выступает здесь в качестве финального, пользуясь метафорикой Saxon, удара молотка по шляпке забитого гвоздя. Внимая новой оркестровой версии “Crusader” (1984) или акустическому исполнению «Requiem (We Will Remember)” (1990) ты ещё раз понимаешь, что это такое – настоящая британская хэви-группа. И одновременно сожалеешь о том, что всё неностальгическое развитие NWOBHM в наше время стало почти исключительно эволюцией группы Saxon до её современного состояния. Но о чём жалеть? Такие альбомы только слушать надо да радоваться!

Лицензионное издание альбомов группы Saxon “Sacrifice” (2013 / 2017) и “Battering Ram” на CD может быть приобретено там, где вы обычно покупаете лицензионные CD.

Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.