Рецензия на мини-альбом проекта ArtFaina «Связь времён» (2019)

6 November 2019

ARTFAINA
Связь времён (Mini CD)
℗ 2019
Meat Sound MS-015
9 tracks = 22'34"

Рецензия на мини-альбом проекта ArtFaina «Связь времён» (2019)

Каждый, кто лично, а не по мутным описанием несвидетелей, помнит конец 70-х и начало 80-х, запросто расскажет, что один из корней убогого текстоориентированного «русского рока» – не только унылые песни местных бардов про «правду», но и самодеятельный, как тогда выражались, «театр у микрофона». Оно и понятно – петь не всякий умеет, а вот рассказывать свои собственные стихи хоть какого качества под некий музыкальный аккомпанемент или вовсе без него, может почти всякий. Точнее тот, кто на это решился… Странно, что во времена угара «русского рока» такие проекты чтецов-декламаторов не получили всеобщего распространения – тут можно вспомнить только условно электронный дуэт «Ироникс» из Нижнего Новгорода. Еще более странно, что за подобную недомузыку не уцепились сделавшие так много для триумфа «русского рока» властелины дум из числа совсем некомпетентной в музыкальной области околотеатральной творческой интеллигенции. И вдруг, в 2019 году – прямо послание из прошлого: проект поэтессы Фаины Мировой ArtFaina, позиционирующий себя одновременно как «Нечто, выходящее за рамки», музыкальный коллектив и театральный проект. «Группа АrtFaina не ограничивает себя в каком либо жанре», – вещает пресс-релиз – «наша стилистика разнообразна – от спектакля на театральных подмостках до метал-шоу». Уже подозрительно, ибо отдаёт нечеловеческой претензией, а издатель выражается ещё определённее: «Мне посоветовали эту девушку, сказали, что она пишет интересные стихи, а сама она рассказала, что ей аккомпанируют металлисты». Как-то маловато для CD-релиза, пусть и скромного по длине…

Некоторые отечественные обозреватели с ненужным восторгом уже записали «Связь времён» в арт-метал, а саму Фаину как поэтессу сравнивают аж с Патти Смит (Patti Smith). Во-первых, мы не в Америке, чтобы сравнение с панк-иконой №1 тамошних примоднённых интеллектуалов и назойливых леваков восхитило хоть кого, да и если дело дошло до выпуска CD, то давайте оценивать материал с точки зрения исполнения и продюсирования. Послушали – оказывается, что оценивать почти и нечего: конечно, эти стихи очень порадуют вышеупомянутую околотеатральную тусовку, а всех остальных, и в первую очередь слушателей нелёгкой музыки – очень вряд ли. Понятно, что стихи здесь главнее музыки – тем не менее голос Фаины записан совершенно прямолинейно, безо всяких особых обработок, которые могли бы подчеркнуть эмоционально ударные моменты авторских творений. Ещё печальнее, что партии электрогитары Константина Отставцова зачастую сведены не в балансе с голосом Фаины, то есть гитара местами проста заглушает чтение. Понятно, если бы это делалось опять же для эмоционального усиления каких-то текстовых фрагментов, то было бы вполне оправдано, а на деле такой диссонанс выдаёт лишь неаккуратность проделанной работы. А попытки совокупить чтение стихов со спид-меаллическими риффами в номере «По ту сторону» (опять же частично заглушающими текст) опять же ничего, кроме удивления, не вызывают. Да, это право автора – творить то, что он хочет, однако всегда надо помнить, что любое произведение, предназначенное к опубликованию, рассчитано на какую-никакую, а на реально существующую аудиторию. А к кому адресуется проект ArtFaina? К тем самым околотеатральным дедушкам-бабушкам? А если их хватит удар от звуков электрогитары? То есть можно спокойно констатировать, что послание из прошлого таковым и осталось, и «Связь времён» представляет исключительно исторический интерес, хотя формально и является новой запись. Вот такая музыкальная антропология в формате новодела.

По вопросам приобретения мини-CD проекта ArtFaina «Связь времён» обращаться сюда.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •