дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

"Убийство дракона концепции во славу рок-н-ролла". Интервью с Ронни Джеймсом Дио для журнала “PLAY”, май 2002 года.

26 July 2019

Какие еще нужны комментарии, если один из апостолов хэви-роковой сцены XX века, легендарный вокалист Ронни Джеймс Дио и его группа Dio выпустили новый студийный альбом? Тут не рассуждать, а радоваться надо! Тем не менее, новейший CD Маэстро "Killing The Dragon" ("Убивая дракона"), только что изданный фирмой Spitfire / BMG, в комментариях нуждается, ибо качество композиций и звучания однозначно намекают на то, что эпоха экспериментов для Dio окончательно канула в Лету. Под такие песни наиболее уместно, как некогда спел сам Р. Дж., "встать и закричать". Прыжки и крики оставим на потом, а пока невредно узнать, что думает сам м-р Дио о собственном возвращении к корням. Да и не только об этом...

PLAY: А ведь некоторые обозреватели могут взять и заявить: "Killing The Dragon" – очередной очень скучный и предсказуемый альбом группы Dio!" Что вы возразите подобным персонажам?

Ронни Джеймс Дио: Да, многие критики только и делают, что обвиняют не только мою группу, но и всех рок-ветеранов в том, что все мы записываем совершенно одинаковые альбомы, каждый из которых является дословным повторением предыдущего. Но альбомы в конечном счете создаются не для критиков, а для поклонников группы, не так ли? Так что для группы Dio, и не только для нас, гораздо лучше не экспериментировать, а работать именно в том стиле, который характеризует нас со врмен наших ранних классических альбомов. Хорошо бы напомнить критикам и о том, что музыка развивается циклически – смотри, уже вовсю вернулась мода на рок и поп 70-х, и зачем же тогда модничать? Лучше уж записать альбом, с первых же звуков которого становится ясно, что это работа именно Dio, и никакой другой группы.

PLAY: В чем, с вашей точки зрения, заключается разница между "Killing The Dragon" и предыдущим альбомом Dio "Magica" (2000)?

Р. Дж.: Прежде всего, "Magica" была концептуальным альбомом, и достаточно сложная сюжетная линия просто навязывала характер его музыкального материала. Например, там не так уж много быстрых песен... И сейчас, по прошествии двух лет, я бы не сказал, что материал "Magica" так уж хорошо вписывался в нашу концертную программу вместе со старыми хитами Dio. Ведь такой альбом, как "Magica", лучше всего просто сыграть целиком на концерте – но вряд ли такой эксперимент понравился бы нашим поклонникам. А "Killing The Dragon" - совсем другое дело. Это просто сборник песен, сюжеты которых никак не связаны между собой; к тому же большая часть из них - быстрые. Следовательно, они идеально впишутся в наши выступления!

PLAY: И все же, присутствует ли на "Killing The Dragon" единая концептуальная линия?

Р. Дж.: Нет, хватит с меня той концепции, которой так был перегружен "Magica"! На самом деле, только титульную пьесу можно считать концептуальным произведением, а все остальное – это по настоящему рок-н-ролльная сторона альбома. А настоящий заводной рок-н-ролл и серьезные концепции несовместимы!

PLAY: Все гитарные партии на новом CD были окончательно записаны гитаристом Дугом Элдричем. Есть ли разница в вашей работе с Дугом и его предшественником – Крэйгом Голди?

Р. Дж.: Безусловно! Я совершенно не хочу сказать, что Крэйг был плохим гитаристом - напротив, он играл очень жестко, я бы даже сказал - "кусаче". Кто бы и что бы ни говорил о Крэйге, его гитара звучит очень по-европейски, в традициях тамошней хэви-сцены. Такая манера игры очень подходила для "Magica", однако при работе над "Killing The Dragon" требовалось нечто иное. И я могу сказать, что Дуг оказался в этой ситуации просто даром небес – он потрясающий мелодист с колоссальным опытом работы как в собственных группах, так и в тех, где он выступал в роли приглашенного музыканта. Возможно, это смело сказано, но я считаю, что Дуг – идеальное воплощение американского гитариста. И вдобавок ко всему он ухитряется играть наши старые хиты так, что даже я, их автор, открываю в них нечто новое!

PLAY: Итак, удовлетворены ли вы работой Дуга на "Killing The Dragon"?

Р. Дж.: Сказать, что я удовлетворен игрой Дуга – значит не сказать ничего. Понимаю, что это все пока звучит несколько голословно... Но когда публика сама увидит Дуга в деле – она поймет, что он не просто превосходный гитарист-технарь, но музыкант, вкладывающий душу в исполнение материала. Я всегда старался найти инструменталистов именно с таким подходом к работе - они идеальны и для записи в студии, и уж тем более для игры на концертах.

PLAY: В 80-е вы использовали интересные сценические конструкции, и в том числе гигантского дракона. Не связано ли название нового альбома с тем самым драконом?

Р. Дж.: Конечно же, нет! Это – просто совпадение. Ведь сама песня "Killing The Dragon" повествует вовсе не о каких-то сказочных драконах. Когда я писал эту композицию, я имел в виду революции – неважно, русскую революцию 1991-го, или английскую революцию XVII века. Все революции, в том или ином смысле "убивали дракона" – то есть расправлялись с силами, препятствовавшими развитию общества. Но одновременно я ставлю вопрос – не становится ли победившая революция таким же драконом, как и побежденная ею система, и не придется ли человечеству убивать драконов постоянно?

PLAY: Новая баллада "Throw Away Children" – действительно запоминающийся номер и просто выдающаяся композиция...

Р. Дж.: Ну, спасибо!

PLAY: Так не кажется ли вам, что она более чем достойно продолжает традицию пьесы "All The Fools Sailed Away"?

Р. Дж.: Мне трудно ответить на этот вопрос – я должен признаться, что написание баллад никогда не было моей сильной стороной. Поэтому я постоянно удивляюсь, когда и журналисты, и простые поклонники непрерывно нахваливают баллады Dio. А раз нахваливают – значит, такие песни и на самом деле у нас удаются! И, хотя каждый волен делать собственные выводы, я не могу не согласиться с тем, что "Throw Away Children" имеет немало общего с "All The Fools Sailed Away". Но для меня эта новая композиция нечто гораздо большее, чем просто очередная рок-баллада, поскольку в ней рассказывается о детях, убежавших из семей и ютящихся на улицах огромных городов. Это серьезная проблема, с которой знакомы и в США, и в России, и в иных странах – поэтому, когда я написал эту композицию для благотворительного фонда Children Of The Night, это не было простой формальностью. В "Throw Away Children" я говорю о вещах более важных, чем рок-н-ролл – так что пускай каждый, кто услышит ее на CD или концерте, хоть на мгновение задумается о судьбах несчастных героев этой песни.

PLAY: Раз уж мы говорим о традициях, то какова вероятность того, что "Killing The Dragon" окажется очередным классическим альбомом – как вашим, так и группы Dio?

Р. Дж.: Пока еще рано говорить об этом и строить прогнозы – альбом только-только поступил в продажу, а композиции с него еще никогда не игрались на концертах. Мне, конечно, было бы очень приятно, если бы "Killing The Dragon" признали очередным классическим альбомом Dio. Но такой вывод должны делать не мы – музыканты, записавшие этот материал, а наши слушатели. Те, кто приходят на наши концерты и покупают наши альбомы. Но, возможно, наша новая работа будет признана классикой – я уже несколько дней раздаю интервью, и только и слышу от журналистов, что "Killing The Dragon" гораздо ближе к классическим альбомам Dio вроде "Holy Diver" (1983), нежели все, что я записал, начиная с начала 90-х.

PLAY: Пару лет назад было много разговоров и слухов о записи второй части проекта Hear N'Aid (1986) - "Hear N'Aid II". Движется ли сейчас работа над ним?

Р. Дж.: Честно говоря, пьеса "Throw Away Children" была написана именно для альбома "Hear N'Aid II: Children Of The Night". Она должна была записываться вовсе не группой Dio, а проектом Hear N'Aid II – то есть такой же большой компанией рок-певцов и инструменталистов, как и композиция "Stars" с первого "Hear N'Aid". Со мной в студии должны были работать, в числе прочих, Брюс Дикинсон из Iron Maiden и Доро Пеш. Но, как обычно, реализация проекта оказалась очень затруднена нестыковкой рабочих графиков всех его участников. Вот я и записал "Throw Away Children", так сказать, в одиночку. Но я надеюсь довести работу над "Hear N'Aid II" до конца, чтобы альбом с этими записями оказался издан в течение 2003 года.

PLAY: И, наконец: считаете ли вы себя лучшим вокалистом в мире хард-рока и хэви-метала?

Р. Дж.: Буду скромным: судить о подобных вещах – дело критиков и журналистов. Я не хочу ставить себя выше или ниже других вокалистов в стилистике хэви-рока, но я по-прежнему просто делаю свое дело, и я вполне доволен результатами. Мне самому удивительно – я исполняю хард-рок уже 30 лет, и он мне до сих пор не надоел.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •