На премьере «Царской невесты» зрители висели на люстрах

10 August 2018

В зале яблоку некуда было упасть – столько желающих собралось посмотреть оперу Римского-Корсакова «Царская Невеста», поставленную в рамках Летней оперно-симфонической лаборатории New Opera World.

Режиссер проекта Полина Бертэн обещала, что опера будет о любви и добре: «Мой спектакль о любви. О том, что любовь является той силой, которая способна в душе даже самой черствой и злой пробудить самые лучшие и светлые чувства. Встретившись с абсолютным добром – зло может подобреть. О том, что любовь в итоге побеждает. Пусть и через смерть. Душа героини не сломлена . Она остается чистой и завладеть ею невозможно.
В ней живет чистое, светлое, святое чувство божественной любви. Машина жестокого принуждения оказывается бессильной перед цельностью и устойчивостью внутреннего мира героини. Он сохранен, пусть и путем сумасшествия, которое спасает ее от духовной катастрофы».

И у нее получилось. Получилось практически за три недели создать полноценный спектакль, в котором есть все: и завораживающая интрига, и великолепные голоса, и потрясающие образы, и, конечно, музыка, музыка, музыка – под талантливым и чутким управлением одного из самых востребованных молодых российских дирижеров Айрата Кашаева.

Говорить об актерах можно долго. Тем более, что играют три состава. И каждый состав можно назвать главным. Есть и актеры, которые играют во всех спектаклях. Например, исполнитель роли страшного Малюты Скуратова Святослав Беседин, который ради участия в постановке приехал из Европы, где давно выступает в качестве приглашенного солиста. Святослав в работе над ролью особое внимание уделяет не только музыкальной части, но и артистическому воплощению и харизме персонажа. И Малюта ему абсолютно удался. У зрителя не было никаких сомнений в том, насколько грозен любимый опричник Царя.

Фишкой спектакля можно назвать применение кино-технологий. Специально был снят фильм-зарисовка (кинокомпания «Озеро») с участием актеров, который помогает зрителю лучше понять героев и их внутренние эмоциональные переживания. Фильм транслируется во время увертюры и в антракте.

В сценографическом решении Полина Бертэн пошла по пути некоторых западных Фестивалей, которые для такого формата используют условное пространство и минималистические декорации. Тем более, что камерная сцена театра Б.Покровского (Большой театр) очень к такому формату располагает. Декорации почти не нужны. Взгляд зрителя прикован к актерам с первой минуты и до последней. Можно сказать, что воплощена идея самого создателя оперы Римского-Корсакова, который считал, что декорации и костюмы не должны отвлекать зрителя от музыки.

Впрочем, костюмы немного отвлекали. Ведь часть из них предоставил великий модельер Вячеслав Зайцев. Шикарные наряды от кутюр в русском стиле очень органично вписались в канву спектакля. А сам маэстро моды пришел на премьеру, чтобы увидеть свои творения не на моделях, а практически в жизни. Ведь каждый актер не просто играл, а проживал свою роль на сцене.

И зрители это оценили - овация после спектакля длилась очень долго.

Еще есть шанс увидеть это своими глазами.

Осталось два спектакля 10 и 11 августа на сцене театра Б.Покровского. Еще один спектакль (рояльная версия) будет дан в роскошных палатах «Государственного исторического музея» в сентябре.

Также есть большая вероятность, что спектакль увидят зрители российских регионов в рамках авторского проекта Полины Бертэн «Опера для всех». Цель проекта как раз в том, чтобы показать оперу в тех городах, где нет оперных театров и сделать так, чтобы ее поняли и полюбили. И «Царская невеста» в ее постановке идеально подходит для этого формата. До этого у режиссера был подобный (очень удачный) опыт с оперой «Евгений Онегин».