Маркетинг Марселя Дюшана: как простой французский дадаист создал величайшее произведение искусства

21 October 2020
102 full reads
1 min.
144 story viewsUnique page visitors
102 read the story to the endThat's 71% of the total page views
1 minute — average reading time

В годы Первой мировой войны в культурной среде Швейцарии (которая соблюдала нейтралитет в разборках Антанты и Тройственного союза) возникло движение дадаистов, которые по идеологическим причинам ненавидели войну. Дадаисты не боялись говорить о бессмысленности военных действий и устраивали эпатажные по своей сути представления, всячески подводя зрителя к мысли об абсурдности происходящего.

Идеи дадаистов, которые отрицали почти все устои традиционного искусства (например, институт авторства), воплотились в самых разных сферах творчества: литературе, театре, живописи, фотографии. Одним из ярких представителей этого течения стал Марсель Дюшан, его самое известное произведение — так называемый «Фонтан».

«Фонтан», Марсель Дюшан, 1917 год
«Фонтан», Марсель Дюшан, 1917 год
«Фонтан», Марсель Дюшан, 1917 год

Парадокс этой работы в том, что она не была создана самим автором, а, скорее, приобретена в магазине. Марсель Дюшан выдвинул гипотезу, что любой предмет, сотворенный человеком, может стать произведением искусства. И даже придумал название для таких изделий — «реди мейд», то есть законченный, готовый к употреблению. Чтобы объект (будущий шедевр) стал произведением искусства, нужно, по мнению Дюшана, выполнить несколько ритуальных действий: поставить на нем подпись, установить на постамент и отнести на выставку современного искусства.

Условия могут показаться провокационными и недостаточными, но, как показала практика, гипотеза Дюшана не просто работает — она стала идеологической основой современного маркетинга. Вероятнее всего, сам Дюшан так далеко не заглядывал. Популярность своего «Фонтана» (который он подписал словом «дурак») француз комментировал так: «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством».

Согласно легенде, оригинальный «Фонтан» был выброшен на помойку сразу после выставки — все в том же 1917 году. Дальнейшая его судьба неизвестна. В 1950-х Дюшан (а позже и другие художники) сделал несколько копий своего шедевра, который к тому времени уже успел стать иконой поп-арта.

В 2004 году в Лондоне — в результате опроса 500 экспертов в области искусства, среди которых были художники, владельцы галерей, дилеры, критики и искусствоведы, — «Фонтан» был назван величайшим произведением XX века.

Читайте по теме: