ВТБ Страна
6408 subscribers

В Эрмитаже вновь открылась выставка «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре»

1,7k full reads
2,3k story viewsUnique page visitors
1,7k read the story to the endThat's 75% of the total page views
40 seconds — average reading time

12 января в Государственном Эрмитаже состоялось долгожданное открытие выставки из цикла «Поднесение к Рождеству» — «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре».

Экспозиция была открыта 26 декабря, но в период новогодних каникул она была недоступна для посетителей в связи с введенными ограничениями на посещение музеев в Санкт-Петербурге.
Сервиз «Тростники», авторы — Владимир Семенов, Лидия Лебединская, ЛФЗ, 1960 год © Государственный Эрмитаж
Сервиз «Тростники», авторы — Владимир Семенов, Лидия Лебединская, ЛФЗ, 1960 год © Государственный Эрмитаж

Разнообразные фарфоровые произведения, представленные в Западине Восточной галереи Зимнего дворца, рассказывают об эпохе 1950-1960-х годов, которую принято называть периодом «оттепели». В составе экспозиции более ста шестидесяти фарфоровых изделий — сервизы, вазы, образцы мелкой пластики, — создающих яркий и неповторимый образ своего времени, а также работы современных художников Императорского фарфорового завода, подготовленные специально к выставке.

Кофейник с крышкой из сервиза "Шахматы", авторы — Анна Лепорская, Нина Славина, ЛФЗ, 1963 год © Государственный Эрмитаж
Кофейник с крышкой из сервиза "Шахматы", авторы — Анна Лепорская, Нина Славина, ЛФЗ, 1963 год © Государственный Эрмитаж

Период хрущевской «оттепели» — время значительных изменений в общественном сознании и социальной жизни, которые нашли яркое отражение в искусстве и культуре. Эстетической доминантой эпохи становится «современный стиль» с характерным для него тяготением к простым формам, установкой на функциональность, а также удобство и экономичность в производстве. Это стиль повседневности — доступный и практичный.

Сервиз «Контраст», авторы — Нина Павлова, Владимир Семенов, ЛФЗ, 1959 год © Государственный Эрмитаж
Сервиз «Контраст», авторы — Нина Павлова, Владимир Семенов, ЛФЗ, 1959 год © Государственный Эрмитаж

В искусстве фарфора «оттепель» проявилась в активной разработке форм, обновлении тематики росписей, выработке новаторского художественного языка, который можно обозначить как «декоративный минимализм».

Ведущая роль в этом процессе принадлежала скульпторам и художникам Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова. Новый художественный стиль, предложенный мастерами завода, стал продолжением традиций авангарда в декоративно-прикладном искусстве и имел важное значение для его дальнейшего развития.

Выставка «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре», генеральным спонсором которой выступил банк ВТБ, — девятнадцатая из цикла «Поднесение к Рождеству», посвященного истории и искусству фарфора Императорского фарфорового завода, известного в советское время как Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). Этот цикл стал возрождением Эрмитажем давней традиции, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце с конца XVIII века показывали лучшие изделия, созданные на Императорских производствах в Санкт-Петербурге.

Фото: © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020; фотограф А.В. Теребенин; Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, 2020; фотограф А.В. Теребенин