Самолеты ВВС Северного флота. И-16.

15 March
489 full reads
563 story viewsUnique page visitors
489 read the story to the endThat's 87% of the total page views
2 minutes — average reading time

На момент начала Великой Отечественной войны в составе ВВС Северного флота было всего 4 самолета И-16 (из них 3 исправных). Все они были в составе 72-го САП.

Борис Сафонов на аэродроме Ваенга на фоне самолета И-16 тип 24 (серийный номер 24Р21851) старшего лейтенанта Александра Коваленко с лозунгом «За Сталина!». За кабиной установлен фотокинопулемёт. 
Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
Борис Сафонов на аэродроме Ваенга на фоне самолета И-16 тип 24 (серийный номер 24Р21851) старшего лейтенанта Александра Коваленко с лозунгом «За Сталина!». За кабиной установлен фотокинопулемёт. Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
Борис Сафонов на аэродроме Ваенга на фоне самолета И-16 тип 24 (серийный номер 24Р21851) старшего лейтенанта Александра Коваленко с лозунгом «За Сталина!». За кабиной установлен фотокинопулемёт. Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm

После начала войны в июне-июле 1941 года в 72-ой САП поступило пополнение этого типа самолетов. По моим очень старым записям "в июле 1941 года в полк поступили 22 И-16 из других частей ВВС ВМФ".

В книге Александра Марданова "1941: Воздушная война в Заполярье" ("Яуза", Москва, 2015) этот момент расписан более подробно. Там указано, что 26 июня в 72-ой сап поступило 12 И-16 ти 24 (в разобранном виде), и 12 июля - еще 10 И-16 (5 И-16 тип 24 и 5 И-16 тип 28), прибывших с Балтийского флота

В Заполярье первый немецкий самолет был сбит 24 июня 1941 года именно истребителем И-16:

<...> вечером старший лейтенант Сафонов на И-16 сбил первый немецкий самолёт в Заполярье, идентифицированный как «Хейнкель-111». События развивались следующим образом. 24 июня в 18:55 на перехват трёх бомбардировщиков , идущих с Мурманска на Полярное , были подняты 3 И-15бис командира звена старшего лейтенанта Уварова. Ещё через 10 минут в 19:05 поступил сигнал о том , что на гидроаэродром базирования 118-го МРАП губа Грязная (на восточном берегу Кольского залива в 6 километрах западнее Ваенги) на высоте 1000 метров идёт бомбардировщик противника. Реакция советских истребителей была очень быстрой. Уже через 2 минуты в 19:07 на его перехват взлетело звено И-15бис командира звена старшего лейтенанта Реутова. Но И-15бис не имели встречи с противником , уйдя на запад к губе Грязной. Немецкий бомбардировщик был обнаружен визуально с южной стороны аэродрома и на его перехват в 19:15 вылетел командир 4-й эскадрильи старший лейтенант Сафонов. Бомбардировщик-разведчик шёл на высоте 1000 метров, это его и подвело, кроме того, отсутствовало истребительное сопровождение. Сафонов на истребителе И-16 тип 24 настиг бомбардировщик противника и сбил его в 26-28 километрах севернее Ваенги на выходе из Кольского залива. По одним данным бомбардировщик противника был сбит пулемётным огнём, по другим данным − реактивными снарядами РС. Немецкие архивы говорят о том‚ что в этот день пропал без вести Ju -88А-5 №8173 из 6-го отряда 30-й бомбардировочной эскадры (6./К G 30), именно его и сбил старший лейтенант Сафонов.
А.А. Марданов "1941: Воздушная война в Заполярье"

Всего же во время войны в Заполярье самолеты И-16 "засветились" как минимум в пяти полках - 20-ом ИАП (1944 - 1945, 27-ом ИАП (1942 - 1943), 72-ом САП (1941 - 1942), 78-ом ИАП (в 1942 году) и 255-ом ИАП (в 1943 - 1944 гг.).

На счет потерь этих самолетов точную цифру я не скажу, но, вероятнее всего, она находится в пределах 15 - 20 самолетов боевых и не боевых потерь.

Фрагмент обшивки самолета И-16 старшины Алексеева Г.А. из 27-го ИАП ВВС СФ, подбитого 21.01.1943 г. При вынужденной посадке самолет разбит, летчик погиб. Найден в 2000 году юго-восточнее озера Пейвеявр. 
Из коллекции автора статьи.
Фрагмент обшивки самолета И-16 старшины Алексеева Г.А. из 27-го ИАП ВВС СФ, подбитого 21.01.1943 г. При вынужденной посадке самолет разбит, летчик погиб. Найден в 2000 году юго-восточнее озера Пейвеявр. Из коллекции автора статьи.
Фрагмент обшивки самолета И-16 старшины Алексеева Г.А. из 27-го ИАП ВВС СФ, подбитого 21.01.1943 г. При вынужденной посадке самолет разбит, летчик погиб. Найден в 2000 году юго-восточнее озера Пейвеявр. Из коллекции автора статьи.

Ну и как обычно - немного фотографий.

До нашего времени дошли всего около десятка фотографий И-16 из состава 72-го САП (2-го ГвИАП) ВВС Северного флота.

Истребитель И-16 тип 24 номер 11 в июле 1941 года на аэродроме Ваенга-1. Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
Истребитель И-16 тип 24 номер 11 в июле 1941 года на аэродроме Ваенга-1. Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
Истребитель И-16 тип 24 номер 11 в июле 1941 года на аэродроме Ваенга-1. Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
Истребитель И-16 тип 24 номер 13 в июле 1941 года на аэродроме Ваенга-1.
Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
Истребитель И-16 тип 24 номер 13 в июле 1941 года на аэродроме Ваенга-1. Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
Истребитель И-16 тип 24 номер 13 в июле 1941 года на аэродроме Ваенга-1. Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
Истребитель И-16 тип 28 на взлёте.
Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
Истребитель И-16 тип 28 на взлёте. Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm
Истребитель И-16 тип 28 на взлёте. Фотография с сайта http://ava.org.ru/iap/2gm.htm

А вот еще интересная фотография:

Макет сафоновского И-16, построенный в послевоенные годы для музея авиации Северного флота. Большинство посетителей музея даже не догадываются о том, насколько сильно отличается этот экспонат от реальной машины, на которой когда-то воевал легендарный североморский ас Борис Сафонов.
Макет сафоновского И-16, построенный в послевоенные годы для музея авиации Северного флота. Большинство посетителей музея даже не догадываются о том, насколько сильно отличается этот экспонат от реальной машины, на которой когда-то воевал легендарный североморский ас Борис Сафонов.
Макет сафоновского И-16, построенный в послевоенные годы для музея авиации Северного флота. Большинство посетителей музея даже не догадываются о том, насколько сильно отличается этот экспонат от реальной машины, на которой когда-то воевал легендарный североморский ас Борис Сафонов.

Спасибо, что дочитали и досмотрели до конца.

Если я не ошибаюсь, то в цикле статей "Самолеты ВВС Северного флота осталось дописать только про самолеты Яковлева - Як-1 (Як-7Б, Як-9), и "иномарки" Р-39, Р-40, "Харрикейн".
О том, статьи о каких самолетах на этом канале были уже написаны, можно узнать здесь.