Завышение количества воздушных побед. Нашими и немцами. Приписки или нет?

19 March
<100 full reads
103 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 89% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Почему-то захотелось написать небольшую заметку по теме, которую, наверное, не обсуждал только ленивый. А причина этому довольно проста - у меня вдруг возникли некоторые соображения и аналогии по этой теме, которыми захотелось с кем-нибудь поделиться.

Ну а так как этот канал называется "ВВС Северного флота", то и примеры будут взяты из истории воздушной войны в Заполярье.

Когда-то что-то подобное я уже описывал здесь довольно подробно, но в разных статьях, поэтому, чтобы не лопатить опять литературу, выискивая новые примеры, я просто кратенько напомню основные цифры из прошлых заметок. Итак...

18 июля 1942 года. Отражение налета вражеских бомбардировщиков на Мурманск. Наши истребители заявляют сбитыми шесть "Юнкерсов-88" и один "Мессершмитт-109". Плюс зенитчики записывают на свой счет еще два "Юнкерса-88".

Итого - заявлено сбитыми девять самолетов, хотя в реальности немцы потеряли всего два "Юнкерса" из испытательного отряда Erpr.St/KG30.

Вот, кстати, обломки одного из них:

Обломки бомбардировщика "Юнкерс-88", сбитого 18.07.1942 г. (фото - Е. Халдей).
Из собрания автора.
Обломки бомбардировщика "Юнкерс-88", сбитого 18.07.1942 г. (фото - Е. Халдей). Из собрания автора.
Обломки бомбардировщика "Юнкерс-88", сбитого 18.07.1942 г. (фото - Е. Халдей). Из собрания автора.

Теперь посмотрим на заявки немцев (в другом сражении)...

29 октября 1942 года. В воздушном бою в районе аэродромов Ваенга-1 и Ваенга-2 немецкими летчиками из 8./JG 5 было заявлено пять сбитых и два предположительно сбитых самолета ЛаГГ-3.

В действительности, из боя не вернулся один наш истребитель - ЛаГГ-3 старшины Филиппова С.Д. из 255-го ИАП ВВС Северного флота.

Памятная табличка на камне на месте гибели Филиппова С.Д. установлена 05.10.2019 г.  (фото - Э. Миронов)
Памятная табличка на камне на месте гибели Филиппова С.Д. установлена 05.10.2019 г. (фото - Э. Миронов)
Памятная табличка на камне на месте гибели Филиппова С.Д. установлена 05.10.2019 г. (фото - Э. Миронов)

Ну и еще один пример с заявками и потерями с двух сторон.

26 августа 1943 года. Атака немецкого конвоя.

Сначала конвой атакуют торпедоносцы А-20 "Бостон" под прикрытием истребителей Р-39 "Аэрокобра". В результате воздушного боя с подошедшими "Мессершмиттами", наши теряют три истребителя и заявляют сбитыми восемь сбитых истребителей противника.

Схема торпедного удара по германскому конвою 26.08.1943 г. (из книги М. Морозова "Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали смертниками").
Схема торпедного удара по германскому конвою 26.08.1943 г. (из книги М. Морозова "Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали смертниками").
Схема торпедного удара по германскому конвою 26.08.1943 г. (из книги М. Морозова "Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали смертниками").

Потом в атаку идут три Ил-2 под прикрытием истребителей Як-1. Эта группа теряет все штурмовики (хотя, не совсем понятно - от корабельной ЗА или от истребителей), и заявляет сбитыми по разным данным 4 или 5 истребителей противника.

В дальнейшем, при обеспечении посадки самолетов, возвращающихся с задания, наши истребители опять вступают в бой с истребителями противника, заявив (по некоторым данным) восемь воздушных побед. В результате этого боя с нашей стороны было потеряно два "Харрикейна", еще один "Харрикейн" был подбит и разбился при посадке.

Таким образом, в боях 26.08.1943 г. североморцы потеряли девять самолетов (3 "Аэрокобры", 3 Ил-2 и 3 "Харрикейна"), заявив около двадцати сбитых истребителей противника. Немцы, по некоторым данным, заявили сбитыми двадцать шесть советских самолетов (4 - из первой волны, 9 - из 2 волны и 13 - из отряда "Харрикейнов"). А вот по их потерям мне известно лишь об одном разбитом при посадке (на 50%) после боя"Мессершмитте-110".

Итого имеем:

  • 18.07.1942 - наши заявили 9, по факту сбили 2 - "приписали" + 7;
  • 29.10.1942 - немцы заявили 5, по факту сбили 1 - з"приписали" + 4;
  • 26.08.1943 - наши заявили 20, по факту подбили 1 - "приписали" + 19;
  • 26.08.1943 - немцы заявили 26, по факту сбили 9 - "приписали" + 17.

В общем, во всех описанных случаях, завышение сбитых можно наблюдать с обоих сторон. Причем, чем масштабнее бой, тем больше "приписано".

А вот теперь я напишу о том, ради чего все это затеял.

Мое мнение будет очень простым - я, не исключая совсем варианты, что приписки лишнего количества сбитых в некоторых случаях могли носить пропагандистский характер, или ради желания получить награды, считаю, что в основном они делались от банального отсутствия информации и средств объективного контроля.

И чтобы не мусолить бумагу на эту тему, и пытаться объяснить, что же я имею в виду, я просто приведу простую аналогию из недавней современности. И это будет старый добрый авиасимулятор "Ил-2 Штурмовик", в котором я летал в начале двухтысячных на довольно известных тогда онлайн-серверах - "Геннадиче", "Алексе", "Тумане войны" и, конечно же, на "ADW".

Сохранившийся у меня на компьютере баннер сервера ADW.
Сохранившийся у меня на компьютере баннер сервера ADW.
Сохранившийся у меня на компьютере баннер сервера ADW.

Там, во время боя, сбитый подтверждался простой надписью на экране - "Самолет противника сбит". И всё было ясно и понятно, и никаких приписок и быть не могло!

Правда были случаи, когда подбитый противник совершал вынужденную посадку и не выпрыгивал с парашютом, а отсиживался в самолете. Тогда килл сбившему не засчитывался.
Или было чуть по другому, и уже падающий сбитый самолет расстреливал еще кто-то, и тогда победа доставалась ему.
И такие ситуации довольно часто вызывали бурю эмоций в чате или на форуме сервера! )))

Во время войны такого не было и быть не могло. И поэтому количество сбитых, в основном, определялось по субъективному мнению участников. И лишь иногда подтверждалось объективными данными.

А вообще, как говорил один из летчиков-бомбардировщиков про Александра Ивановича Покрышкина - "А ты думаешь, меня е*ёт, сколько он сбил самолётов? <...> Ты вот думаешь, за что я Покрышкина уважаю? За то, что он мог то, чего не мог никто другой, а именно обеспечить нам такую защиту в воздухе, которую я ни до, ни после того не встречал."
И это правильно - главное - выполнить поставленную задачу. А сколько сбил - это уже вторично.

Источники информации: Справочники М. Быкова "Советские асы 1941 - 1945. Победы Сталинских соколов" и "Все асы Сталина. 1936 - 1953.", проекты "Подвиг Народа" и ОБД "Мемориал", книга А. Скробача "Без страха и упрека" (летопись боевого пути 46-го ШАП ВВС СФ), книга М. Морозова "Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали смертниками", статья И. Борисенко "История Zerstorerstaffel JG 5", информация и фото из собрания автора и с форума https://sk16.ru/forum/