vyazankin News
599 subscribers

Константин Кучикин: Мы боремся за сердца

<100 full reads
123 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 74% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Константин Кучикин: Мы боремся за сердца

В Хабаровске стартует уникальный театральный фестиваль «Наша тема»

ТЮЗовский фестиваль актуальных текстов «Наша тема» - пожалуй, не только традиционное, но и одно из главных событий театральной жизни Хабаровска. Этот фестиваль не только формирует театральную публику, привлекает новых думающих, образованных, молодых зрителей, но и укрупняет Хабаровск, как театральную столицу Дальнего Востока и Восточной Сибири.

В этом году к взрослому блоку добавилась и детская, точнее, семейная тематика. Дело закономерное, понятное и нужное. О фестивале, о Театре Юного Зрителя, о детях и их родителях рассказывает Константин Кучикин, художественный руководитель Хабаровского ТЮЗа

- Задача простая – немного сломать представление взрослых о детском спектакле. Спектакль для детей - необязательно веселая и я красивая картинка. Никто из взрослых не может попасть в «шкуру» ребенка. Какие у ребенка представления о добре? Какие у него краски? Сломать, конечно, не получится. Хотя бы пошатнуть представления о детском спектакле.

Откроется фестиваль» семейным блоком "Наша тема. Сказка" (6+). С 12-го по 14-е июля в его рамках хабаровчане увидят ряд умных, веселых, неожиданных спектаклей для всей семьи. Помогут Папе построить идеальные крылья для конкурса летунов ("Мой папа — птиц", реж. Елена Ненашева), узнают почти все о черных дырах, астероидах, галактиках и параллельных вселенных. ("Джордж и тайны Вселенной", реж. Олег Христолюбский), убедятся, что война — это выдумки глупых напыщенных людей, а тот, кого считают врагом, скорее всего такой же человек ("Враг", реж. Антон Калиничнко) и получат еще массу поводов поговорить со своими детьми на важные и интересные темы.

- Что происходит в России с детским театром?

- Что-то появляется…что-то плохо, что-то хорошо. На фестивале «Сахалинская рампа» посмотрели спектакль «Золушка» московского театра «Практика». Взрослые не очень приняли «Золушку», слишком она мрачная для них, а подросткам и детям понравилась, они понимают этот язык.

- А мы-то взрослые все пытаемся радостью окружать детей, шарики развешиваем. А детям может быть это и не нужно!

- Не нужно, скорее всего, и скучно. Ты пытаешься смотреть с точки зрения своего детства, а там другой взгляд. В детство попасть трудно, вот в чем проблема!

- Хабаровскому ТЮЗу удается попадать в детство?

- Нет, это очень трудная задача. Мы даже не пытались. Ходим вокруг. Близко подступаем к этому. Если с подростками в прошлом году наметилась какая-то попытка… и то, когда на сцене и в зале подростки. Никакой «художественной» формы не должно быть, никакой театральной формальности. А вот в отношении сказки, детского театра – нет. Мы проводили в прошлом году эксперимент. Взяли историю про Красную Шапочку, переложили ее на жизнь актрисы примерно в возрасте героини сказки. Собрали двадцать пять ребятишек. Актриса тихо-спокойно, ни чем не радуя и не раздражая глаз, просто рассказывала какие-то свои истории: как она пошла в бассейн, как она потеряла тапочек, как папа бросил ее маму, как ее однажды оставили в автомобиле. Взрослые ушли в магазин, а она проснулась одна… Это вызвало у детей невероятный интерес. При этом родителей, чтобы они не мешали, мы не пустили в зал . Они потом спрашивали: « А что там было?» А дети им в ответ: «А ничего не было». А у нас же цена билета есть, эквивалент определенный. А тут «ничего не было»…А может и ничего не надо! Это был удачный эксперимент.

- Порой кажется, что самое большое зло для детей – их родители, взрослые…«Устами младенцев глаголет истина». У взрослых всегда есть опасность казаться дураками в глазах детей. А нет ли в вашем театре вот такого страха. Подойдет ребенок и скажет: « А вы врете!»

- Есть, конечно. Если бы об этом не задумывались, мы бы не пытались двигаться, не занимались бы экспериментами. Резкость в этом деле не нужна, можно оказаться на обочине. Здесь нужно действовать мягко, хитро и потихоньку…. А может детям и нужны сказки «Ой-ля-ля!». Потом все это очень индивидуально. Для кого-то и банальный костюмный спектакль типа Чиполлино произведет впечатление. Это впечатление может и сформировать человека, настроить на что-то. Должен быть выбор. Понятно, что мы должны приводить зрителей к какому-то разговору, к какому-то диалогу. … На кого- то костюм Феи в «Золушке» может произвести впечатлении и даст установку будущее. В ребенке все заложено, но нам какие-то капли выдавать нужно, чтобы маленький человек двигался, развивался. Такое время: однозначных ответов нет ни на что. Наверное самое страшное сегодня - уверенность в своей правоте.

Константин Кучикин: Мы боремся за сердца

- Фестиваль «Наша тема» ассоциируется с современность, актуальностью, чуть ли не театральным экстремизмом. Первые фестивали были замкнуты на себе, на свои творческие силы. В прошлом году появились чужие - приезжие режиссеры…

-Андрей Сергеев и Павел Макаров… они свои… А в этом году впервые у нас пять не своих режиссеров. Конкурс большой был. Мы долго выбирали. Это было мучительно выбрать из более 60-ти анкет три, которым мы оплатили дорогу и проживание. А еще двое приехали за свои деньги… Когда ты приглашаешь в свой дом чужого человека, который будет делать розетку, это всегда опасно это всегда рискованно. Меня не пугают неудачные эскизы спектаклей…. Приглашаешь в дом специалиста. Он делает розетку,я делаю розетку. А домашние смотрят и оценивают твою состоятельность…

- Что-то наш папа так себе… Может, поменяем папу?

- Поэтому это и сложно. Это попытка находиться в трезвом состоянии. И это состояние нужно в себе постоянно провоцировать. А это опасно. В любой момент тебе могут сказать, что ты несостоятелен. И чем позже тебе это скажут, тем лучше. Но это не отменяет, чтобы ты пытался брать высоту.

Наша тема» 16+ готовит не менее насыщенную программу: из Комсомольска-на-Амуре приедут герои нашего времени — современные самураи ("Мур амур или Комсомольский самурай", реж. Виталий Федоров), Ольга Подкорытова продолжит свое документальное исследование с хабаровскими подростками ("Мясо. Другой вопрос") и совсем неожиданно — научный карнавал по Бахтину от режиссера Ленары Гадельшиной ("Проблемы поэтики Достоевского").

- Уже почти прошедший театральный сезон, каким он был?

-Очень много было проектов, работать было некогда. Хороший экран у нас появился. Как и положено, не диодный , а качественный, простой. Пошла качественная картинка. Возник спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Он трудно выпускался. Три режиссера поменялось. Эдакая коллективная работа получилась.

- Кролик у вас получился удивительно вкусным!

- А многие родителя боятся этого спектакля из-за того, что ребенок начинает переживать за кролика, плакать. А как еще научить маленького человека сопереживанию? Плачет ребенок? Так он должен научиться плакать над теми, кто гибнет! И важно ребенку знать, что в этом мире есть и потери. Мы почти выпустили «Вафельное сердце». Зрители его увидят в октябре. Попробуем сделать взрослый и детский варианты. Надо проверить, только чтобы дети смотрели без взрослых, чтобы они ничего не комментировали, ничего не поясняли.

-В городе много театров, а, пожалуй, самая образованная, самая начитанная, самая интересная публика выбирает ТЮЗ. Это же очень тяжело затащить в детский театр взросло человека… Это очень долгий и тяжелый процесс обольщения, завоевывания доверия и удержания зрителя…

- Мы сегодня боремся за каждого своего зрителя….боремся не за кассу, а за сердца…

Константин Кучикин: Мы боремся за сердца

« …. мы выпустили "Жизнеописание трубадуров" в Хабаровске. Мы репетировали прошлым летом, но официально показали премьеру в октябре. Труппа Хабаровского ТЮЗа - это чистый рок-н-ролл. Молодость и ярость. Радость и свобода. Эти люди подарили мне спектакль мечты - настоящий, буквальный рок-концерт. Такой спектакль, который я всегда мечтал посмотреть, а не то что иметь к нему отношение. Как Петя Нестеренко поёт в конце первого акта - так я пел только в своей голове в 93-м году когда ходил по Ленинграду с первыми кассетами в первом плеере. Если вы вдруг разуверились в театре, езжайте в Хабаровск. Там работают люди, которых всё ещё прёт с театра», - так отозвался о театре Борис Павлович, режиссер, драматург, педагог, художественный руководитель проекта «Квартира»….

А ведь это красиво, когда людей прёт с театра! Не так ли?

Юрий Вязанкин