Очень важная и нужная тема

16 July 2019

В Хабаровске стартовал уникальный ТЮЗовский фестиваль актуальных текстов "Наша тема" с эскизов детских спектаклей

….Наверное, самое яркое событие в моем детстве, это когда я обнаружил, что все взрослые врут. Врали соседи, родственники, случайные прохожие. Врали по мелочи, просто так. Лживая интонация, именно лживая, а не фальшивая, словно гнилая червоточина, пронизывала взрослый мир, делая его серым и невзрачным. Взрослые, уверенные в своем уникальном лицедействе, даже и не догадывались, что кто-то видит их вранье.

Несколько дней пытался не разговаривать с родными, однако жизнь взяла свое, привык. Порой кажется, что детство тогда и закончилось. Став взрослым, и сам начал врать, хихикая над детским максимализмом.

А ведь тяжко вспоминать себя маленьким. Часто мозг отказывается это делать, особенно , когда дело касается неприглядной стороны. А уж этого добра было предостаточно!

Сколько раз наша детская правдивая беззащитность в детстве была буквально и в переносном смысле бита в процессе подгонки взрослыми под себя, так чтобы им было уютно, безопасно и умно. Жаль, что у нас сразу не рожают детей с руками, заточенными под стакан с водой, так чтобы он не выпал во время уходов нами на тот свет.

Свое личное детство мы почти тщательно забыли, подменив воспоминания о чем-то уныло оптимистичным….

Недетский взгляд на детство

Ощутить детство, попробовать на вкус, увидеть цвет, услышать этот порой едва различимый среди взрослого какофонического джаза его звук можно было на первой части традиционного, уже четвертого по счету, ТЮЗовского фестиваля-лаборатории актуальных текстов «Наша тема». В этом году к взрослому блоку добавилась и детская часть – «Наша тема. Сказка». После каждого спектакля были обсуждения, где слово давалось не только взрослым, но и главным зрителям – детям.

Восемь спектаклей - восемь историй, восемь взглядов на детство. Безусловно, все было спорно, как и в реальной жизни – сколько людей, столько и вкусов, и мнений, и взглядов на воспитание детей. Главное, что объединяло все эскизы спектаклей (были представлены именно эскизы, сделанные за несколько дней, а не полноценные спектакли) какая-то невероятная, такая редкая в наше чудовищно лживое время искренность ТЮЗовцев и нежное, трепетное отношение к зрителю. Тут почти не было того московского цинизма, который почти всегда встречается на антрепризных гастролях: скосили капусту, показали «звезду» живьем и были таковы, словно бисер перед свиньями метнулся. На фестивале – все было по-настоящему, а как же еще нужно? Все-таки, дети! Детям врать нельзя, наверное. Ну, хоть кто-то и где-то честным старается быть в Хабаровске!

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Точнее девицам. И не девицам, а дамам - чаще всего именно они и приводили детей в театр. Большей частью, конечно, это нормальные зрители, хотя и встречались типовые «запеканки» с потребительским отношением к театральному искусству! Все-таки, если, конечно, это не балаган, рассчитанный на удовлетворение представителей человеческого дна, это театр, это сложное искусство, к посещению театра нужно готовиться, настраиваться, хотя бы (ну уж тут взрослым хабаровчанам совсем непосильная тяжесть) почитать, а иначе не получишь того удовольствия, того счастья, которое может дарить, наверное, только этот вид искусства.

Ну и еще. Вместе посмотрели спектакль - вместе обсудили, разобрали «по косточкам» ( это вполне прилично в отличие от осуждения при ребенке приватной жизни соседей). Может быть, это одно из лучших средств воспитания детей? Если, конечно, категорично не доминировать, не решать за детей интересно это им или нет. А категоричность сплошь и рядом. Это похоже на то, как порой покупают мамаши куклу дочкам - не ту, которая ребенку нравится, а ту, которая полюбилась самим.

И еще. Слушая родителей на обсуждении спектаклей, складывалось ощущение, что почти все они считают своих детей тотально тупыми. Где уж тут до уважения маленького человека со своими миром, чувствами и мыслями!

Сказки

Такого чуда, как спектакль по пьесе Владимира Горбаня выпускника СпбГУП и мастерской Михаила Самочко режиссера Ярослава Морозова «Дракончик Филипп», в советское время не было, и быть не могло. Сегодняшним детям можно обзавидоваться.

Помимо того, что это спектакль-мультик, т.е до невероятности мультимедийный, до такой степени, что и порой и не разберешь где мультяшность, а где «живье».

Что значит защищать детство? Да в первую очередь провоцировать эту хрупкую веру в чудо! Сказка-то в детстве может прятаться в самых, как кажется, неприспособленных для этого местах!

А в этом спектакле - чудо на чуде! И принцесса, и дракон, и бабушка дракона, и говорящие часы! А когда герои этого мультика вышли с экрана и стали угощать детей конфетами, уж тут восторг и у взрослых зашкалил!

Но главное чудо, все-таки, то, что в основе мультика – детские рисунки, костюмы рисовали сами дети. Представьте себя на месте детей, занимающихся в студии искусств Алексея Бабурова! Приходите в театр, а там оживают ваши рисунки!!!

Еще одна яркая работа с чудесами – эскиз спектакля по книге Кристофа Гальфара, Люси и Стивена Хокинга «Джордж и тайны Вселенной» выпускника Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова и Российского государственного института сценических искусств режиссера Олега Христолюбского. Все началось форме игры, а точнее догонялок в театральном дворике. Удачный момент: дети все усели в автобусе, а родители стояли рядом, было начали переживать: а вдруг детей увезут в какую-нибудь неведомость? Но этого не случилось. Главное, что отчего-то родители перестали довлеть над своими чадами, дети освободились от родительской оценки происходящего, стали полноценными участниками игры. Уставшим от догонялок зрителям – интрига, таинственная заброшенная квартира, которая оказалась вполне обжитой, а там….Там настоящие чудеса, но только не чудесные, а научные… И химические, и визуальные.. Маленькие хабаровчане не только узнали, но и собственными глазами увидели Вселенную, как рождаются звезды.

Стоит отметить, что это была не только первая в России инсценировка книги «Джордж и тайны Вселенной», но и, пожалуй, первый сценический опыт детского научпопа - науки для всех, науки, как развлечения.

…. Режиссерский дебют актера ТЮЗа Антон Калиниченко эскиз спектакля книге Давида Кали и Сержа Блока «Враг» открывал фестиваль. Казалось бы, первый блин то комом, то комам, но в этом случае открытие фестиваля было ярким, и, пожалуй, задало тон фестивальному детскому действу – без всяких заигрываний, без сюсюканья, без, извините, такой любимой хабаровскими «запеканками» советской ТЮЗовщины. Все было честно и искренне. И, главное, с уважением к зрителю. Путь зритель и маленький.

Эскиз спектакля получился тонкий, поэтичный, многоплановый. Приводи ребенка, а потом долго рассуждай, спорь, строй гипотезы - как же жить без войн, как же жить так, чтобы не было врагов. На фоне ура-патриотических криков, периодически возникающих в обществе, о «маленькой победоносной войне, на фоне обострившейся ксенофобии, если не фашистских настроений, такой театральный проект как нельзя актуален. Ну, хоть дети не будут заражены милитаризмом. А вдруг получится. И если первый план -антимилитаристский, если не пацифистский, то, пожалуй, главный посыл все-таки гораздо шире, - антитоталитарный. Как сделать, что бы не было войн, не было врагов? Мысль, может быть и абсурдная, но вполне и нужная, и жизненная. Все просто! Не бояться быть разным, не бояться быть самим собой. Быть свободным, а точнее, учиться свободе!

…Стоит остановиться и на эскизе выпускницы режиссерского курса ГИТИСА Ленары Гадельшиной по книге Анне-Катрине Вестли «Мама, папа, бабушка и восемь детей в Дании». Сторителлинг – так определил режиссера жанр этого спектакля. Что это такое? Это искусство донесения информации с помощью рассказов и историй, которые несут в себе яркие эмоции.

Это очень важно на фоне, кажется бесконечного брюзжания ( а на это есть все обоснования во время общероссийского экономического фиаско) взрослых о недостатке денег, история о том, что любовь, дружба, взаимовыручка, ирония и простое жизненное любопытство гораздо важнее денег.

А вот все просто – сели на велосипед и покатили куда-нибудь! А приключения – маленькие и большие обязательно найдутся. А если люди задорные и внимательные, то и приключения будут веселыми.

В этом эскизе ярко проявилась и уникальная ансамблевость, когда актеры – как единый организм, при этом сохранив сочную индивидуальность. А какая работа была со словом! Каждая фраза – выпуклая, яркая. Закрывай глаза, и слушай. И все равно будет образно, и интересно!

….- Многие вещи, - сказал на одном из обсуждений Константин Кучикин, художественный руководитель Хабаровского Театра Юного Зрителя, - нами уже не считываются, непонятны нам, даже вызывает у нас неприятие, а детям может это нравиться..

Детская часть фестиваля закончилась. Это было мощное зрелище и очень нужный разговор и для ТЮЗовцев, и для нас, зрителей.

Вторая часть фестиваля - взрослая. Помимо эскизов спектаклей, запланированы три лекции на тему современного театра, которые будут читать театральные критики и театроведы Глеб Ситковкий, Алена Карась и Антон Хитров. Итоги «Нашей темы-2019» будут подведены 20 июля, где будет выбраны работу, которые получит Гран-при, а так же определит жюри победителей в номинациях Лучший спектакль, Лучшая режиссура, Лучшая женская роль и Лучшая мужская роль. Ну и главное, станут известны те работы, которые войдут в репертуарную афишу театра.

Ю.Вязанкин

Фото: Н. Ивацик.