vyazankin News
599 subscribers

Театр театру рознь

100 full reads
115 story viewsUnique page visitors
100 read the story to the endThat's 87% of the total page views
50 seconds — average reading time

Театр театру рознь
Театр театру рознь

Дай волю ТЮЗянам, весь Хабаровск - станет одной сценической площадкой. А может к черту эти постсоветские депрессивные, экологически грязные, экономически примитивные, недееспособные производства, весь этот никчемный военно-промышленный комплекс? Отдать все ТЮЗу, снабдить деньгами, сделать хорошую рекламу и зазывать театро-туристов по всему свету?

Есть же гастротуризм, почему не может быть театротуризм?

Тем более, что как ни крути, как ни обсасывай - не вкладывай деньги во Владивосток, а именно Хабаровск - театральная столица Дальнего Востока. Тем более, что Хабаровск, как экономическую и политическую столицу, уже профукали.

Еще деньги выделяли бы на гастроли КНаМа в Хабаровске. Понятно, что бизнес слабосильный в Хабаровском крае, а власть на что?

Если говорить о сценическом пространстве, то как и в прошлом году ТЮЗовский фестиваль актуальных текстов вышел за рамки здания театра Там давно уже оприходованы под спектакли и театральные дворики, и холл, и репетиционные залы, и гараж. Если раньше спектакли были то на пустыре, то в городском парке, то в этом сразу две глобальные пространственные идеи для спектаклей - Дальневосточная государственная научная библиотека и здание бывшей Новоапостольской церкви на улице Калинина, где в будущем разместится краевой Театр кукол.

Театр театру рознь
Театр театру рознь

Специальный приз жюри фестиваля-лаборатории актуальных текстов «Наша тема» «За остроумное решение романа Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» в жанре мокьюментари», поучил режиссер Олег Христолюбский. Мокьюментари – псевдодокументалистика, а спектакль - в виде экскурсии по последнему «оплоту» книги Научной библиотеке. Роман американского фантаста, такой человечный, такой тонкий, теплый и философский, режиссер, казалось, препарировал, разъял на составные части. И если бы не запах книг, особый, библиотечный, то казалось бы и совсем нет места человеческому… Хотя, нет. Экскурсовод ( Олег Дымнов) с его невероятным обаянием и фанатическим патриотизмом и розовые таблички на столах «Типовые формы доноса» вызывали своей проскопичностью ужас. И почти в конце экскурсии в теснейшем лестничном проеме почему-то не хватало воздуха, чуть-чуть и все начали бы задыхаться, а когда предложили сжечь книги, почему-то все отказались…

Театр театру рознь
Театр театру рознь

Здание бывшей Новоапостольской церкви на улице Калинина приспособили под показ эскиза спектакля «28 дней» по пьесе Ольги Шиляевой. Действо было поздним вечером, если не ночью, и это привносило нотку беснования, если не сатанизма. С одной стороны женское тело - храм, и оно достойно, по крайней мере, служения, если не обожания у мужчин. С другой напоминало о жертвах инквизиции, о титанических усилиях превозмочь женскую природу, обвинив в непотребстве, в связях с сатаной.

Идея о том, том, что в эскизе есть «нотки» биологического, а точнее анатомического, а может быть и психологического науч-попа, вызвали протесты у женской аудитории, кто-то зачем-то вспомнил Деву Марию. Мужская, гораздо менее многочисленная, чем женская аудитория, с дамами мудро решила особо не дискутировать. Правда кто-то изредка тихо бубнил, что если бы мужская жизнь была бы легче женской, то мужики бы столь рано не умирали, кто-то тихо поминать недобрым словом феминисток.

Эскиз получился ярким, после его показа зрители еще сутки спорили. Эта работа принесла Александру Звереву победу в номинации «Лучший режиссер фестиваля-лаборатории актуальных текстов «Наша тема».

Театр театру рознь
Театр театру рознь

Работать, как звери

Невозможно не влюбиться в ТЮЗян, в их истовое служение театру. Сегодня работа с такой самоотдачей – редкость, артефакт. Если бы эту работоспособность и талант бизнесу, goodbay, Америка, а Китай подавно. И любовь к ремеслу - нежная, трепетная, небезголовая. Настоящая, что ли. Кажется, что они могут все, нет материала, что им не по плечу. И все, как единый механизм. Рядом не только юные, только-только начинающие служение театру, но и маститые. И, наверное, глубочайшего уважения заслуживает Владимир Добмровский, Заслуженный артист России, исполнивший эпизодическую роль в эскизе спектакля «451 градус по Фаренгейту». Всего одна фраза, но как было исполнено!!

А какой восхитительной была Народная артистка Хабаровского края, заслуженная артистка России Татьяна Гоголькова в эскизе анимэ-спектакля «Токайдо Ёцуя Кайдан» режиссера Ярослава Морозова. Сколько в этой работе было иронии, сколько почти детской веры, а без этого какая может быть Япони? Без этого будет просто артист Михаил Тулупов, а никакой не ронин, будет просто песок с булыжниками, а не сад камней…

Театр театру рознь
Театр театру рознь

Стоит упомянуть эскиз по пьесе «Киношка» Энни Бейкер режиссера Марии Критской. Да никакой это не эскиз, это работа смотрелась полноценным спектаклем, даже не верилось, что она была поставлена за несколько дней. Там не было ни особых режиссерских трюков, ни мультимедиа, да и ничего не нужно было. Там - простая история простых людей. Но настолько она получилось пронзительной, настолько человечной, что хотелось на финальных аплодисментах шептать «Верую в театр, верую в любовь!» Стоит упомянуть, что за пьесу the Flick («Киношка») Энни Бейкер была удостоена Пулитцеровской премии, а перевела ее Мария Критская. Евгения Колтунова, Андрей Шрамко и Влас Булатов стали лучшим актерским ансамблем на фестивале.

Театр театру рознь
Театр театру рознь

Одно, наверное, из главных открытий фестиваля - Антон Калиниченко. И если ранее хабаровчане были знакомы с его актерскими работами, то в этом году он дебютировал с режиссерскими работами. Эскизы спектаклей получились многослойными, нелинейными, тонкими.

Антон Калиниченко за режиссерский дебют в спектакле «Воображаемая реальность» по книге Анри Картье-Брессона был награжден призом, учрежденной ассоциацией театральных критиков.

Театр театру рознь
Театр театру рознь

Это был отчасти иммерсивный, отчасти документальный театр, где зритель оставался один на один с гениальными фотографиями и текстами легендарного французского фотографа. «Мы встречаемся с его миром идей Анри Картье-Брессона, используя свой чувственный опыт. Когда мы смотрим на фотографии, пережив тестовые предлагаемые истории, мы заново видим, насколько это удивительно- пойманное мгновение жизни и какое это выдающееся искусство», - рассказала Алена Карась, театральный критик, доцент кафедры истории театров России ГИТИСа, член жюри фестиваля-лаборатории актуальных текстов «Наша тема».

Юрий Вязанкин

Начало здесь.

Продолжение здесь