ТЮЗовская «Наша тема»: И мир падет под натиском красных кокошников

22 July 2018

… Чем дольше живешь, тем больше считаешь себя нормальным. Конечно, детские и подростковые комплексы порой дают о себе знать, но советское «как все» дает уверенность, что жизнь прожигается не зря. Тем более, что почти каждому или каждой мама говорила, что красива – красив (симпатична – симпатичен), потому что похож или похожа на нее. Ну, а то, что мы все – невероятно хорошие искренние люди, просто не вызывает сомнения. Все-таки, не Европа там какая-то или Америка.

И вот когда вдруг мы обнаруживаем, что какой-то с виду волне приличный индивид нас считает злыми - тупыми - агрессивными, то он ставится русофобом или социопатом. Все зависит от нашего настроения и новостных программ на федеральных каналах. За большинством всегда правда, считаем мы, забывая историю одного хорошего иудейского парня, которого не выбрал народ, а проголосовал за вора и убийцу Варавву.

… С первого взгляда режиссер Павел Макаров эскиз спектакля по пьесе Олега Колосова «Неодушевленная Галина Номер 2», представленной на фестивале - лаборатории актуальных текстов «Наша тема», препарирует эту социофобию, даже оправдывает. Если главный герой симпатичен, то его подруга – предательница, ну а все остальные – многочисленные братья сестры, мать, отец - до издевки патологичны. Но они все вместе, а значит нормальны. Герой же - одиночка, выстроивший свой «картонный мир» с манекеном «Галиной» - единственной, которой он доверяет свои интимные тайны, с кем делится, с кем советуется.

Тема матери особая. Русская. Появление матери – праздник. Она врывается в этот довольно унылый мир под кичевую зыкинскую «Издалека долго течет река волга» в красном сарафане и кокошнике – вечная невеста¸ да еще и беременная на 50-м году жизни. В руках яблоки – то ли как символ радостной любви (беременность в пятьдесят при условии многодетности – чем не продукт «радостной» любви), то ли символ раздора и безумия.

« Это вам не китайские, это наши яблоки, русские. Видите – черная гниль, это наша гниль, русская, родная…»

Таких сегодня демонстративно русских хороших женщин – пруд пруди, и чем больше пропаганды традиционной советщины, то больше. И это не просто безумие, это предельная агрессивность, замаскированная под материнскую любовь.

Когда у главного героя появляется женщина по имени Галина, которая становится второй, после картонной, то благодаря провокации матери, она – главная причина разрушения этого картонного мира…

И круг замыкается, и всюду единообразное царство красно-кокошникого мира. Как говорится, дурак и красному рад. А уж дурак, так он безопасен. Он скрепен и традионен. Ну и плодится он невероятно.

Эскиз спектакля получился сочным, с яркими актерскими работами. И если над такой знакомой абсурдностью, почти клоунадой смеялись, то в финале хотелось плакать…И может быть, эти слезы по своему личному картонному миру, павшему под натиском красных кокошников.

Юрий Вязанкин

Фото: Наталья Ивацик