Отрывок из повести-притчи Эндрю Клементса «Фриндла»

 Автор: Артем Роганов Фото:Обложка предоставлена издательством «Карьера-пресс»
Автор: Артем Роганов Фото:Обложка предоставлена издательством «Карьера-пресс»

Слово было не только в начале

В издательстве «Карьера-пресс» впервые на русском языке выходит дебютная книга современного американского детского писателя Эндрю Клементса, обладателя многих премий и наград, в том числе «Выбор детей Юты» и итальянской Детской литературной премии Ченто. Повесть «Фриндла» рассказывает о находчивом мальчике Нике, которому удаётся ввести в обиход придуманное им слово.

Пятиклассник Ник Аллен без особого труда осваивает школьную программу. Он не двоечник и не задира, но не любит, когда задают много уроков и он не успевает поиграть с друзьями в бейсбол. Поэтому Ник идёт на разные хитрости: растягивает доклад или под конец занятия засыпает учителя вопросами, чтобы отвлечь его от заданий. С новой строгой учительницей миссис Грейнджер такие уловки не проходят, но толстенный словарь, который, словно бы в наказание за хитрости, Ника заставили проштудировать, неожиданно подсказывает забавную шутку. Однако вскоре Ник уже и сам не рад тому, к чему приводит его невинная поначалу выдумка.

В этой истории, написанной ясным и простым языком,  есть и настоящая школьная война за свободу слова, и погружение в природу неологизмов, а ещё рассказ о том, как вместе со славой приходит разочарование. Но главная тема – это, пожалуй, всё же конфликт творческой изобретательности с традиционным знанием, который на поверку оказывается мнимым, ведь на самом деле одно только дополняет другое. О «Фридле» Kirkus Review писал: «Обязательно дайте эту книгу детям, и они непременно захотят поделиться ей с друзьями». А пока мы делимся с вами отрывком из этой замечательной повести  – шестой главой «Грандиозная идея».

ГЛАВА 6

Грандиозная идея

Позже в тот же день произошли три события.

Ник и Дженет Фиск остались на собрание редколлегии школьной газеты, опоздали на автобус и пошли домой пешком. По дороге они затеяли соревнование и стали выяснять, кто сумеет дальше пройти по бордюру тротуара и не упасть. Задача была не из легких, и, когда Дженет нечаянно заступила на тротуар, Ник сказал:

– Мне три очка.

– Я не упала, – возразила Дженет. – Я просто увидела… Вот, смотри!

Она наклонилась и подняла с земли шариковую ручку золотистого цвета, очень красивую.

Это было первое событие – Дженет нашла ручку.

Они снова встали на бордюр. Дженет шла первой, Ник – следом, аккуратно умещая ногу на узком бетонном бордюре. На ходу он вспоминал, что было сегодня в школе, но больше всего думал о своем докладе. И тут до него наконец дошло то, что в самом конце урока сказала миссис Грейнджер о словах.

Это было второе событие – Ник понял, что имела в виду миссис Грейнджер.

Она сказала: «Кто решил, что слово «собака» означает собаку? Ты сам».

«Ты сам, – повторил про себя Ник. – Я сам? – думал Ник, ставя одну ногу впереди другой и стараясь не отставать от Дженет. – Как это?»

И тут он вспомнил один случай.

Когда ему было два года или около того, мама купила ему специальный детский плеер, который невозможно сломать, и к нему – стопку кассет с песенками, чтобы Ник подпевал.        Песенки Нику очень понравились. Он крутил их снова и снова, снова и снова. Он брал плеер и кассету, шел к маме, старшему брату или папе, колотил кассетой по плееру и лопотал: «Агага, агага, агага», требуя, чтобы кто-нибудь сунул кассету в плеер и включил.

И целых три года он говорил «агага», и его родные сразу понимали, что он хочет послушать приятные звуки, издаваемые музыкальными инструментами и поющими людьми. Став старше, Ник пошел в школу и обнаружил, что там надо говорить не «агага», а «музыка», иначе учитель и другие дети тебя не поймут. Но для Ника «агага» означало приятные звуки, и было это просто потому, что Ник сам так сказал. Кто решает, что «агага» значит «музыка»? – «Ты сам».

– Так нечестно! – закричала Дженет. Она остановилась на углу улицы, и погруженный в свои мысли Ник врезался ей в спину. Не удержав равновесия, Дженет очутилась на тротуаре, и золотистая ручка, которую она держала в руке, покатилась по асфальту.

– Ой, извини… Я не нарочно, правда, – сказал Ник. – Я просто задумался… Вот… – он тоже соскочил с бордюра, поднял ручку и отдал Дженет. – Вот твоя…

И тут произошло третье событие.

Ник не сказал «ручка». Вместо этого он сказал:

– Вот твоя… фриндла.

– Фриндла? – переспросила Дженет, взяла ручку и посмотрела на Ника как на сумасшедшего. Потом наморщила нос и спросила:

– А что такое «фриндла»? Ник ухмыльнулся. – Потом узнаешь. Ну, пока! А произошло все это сентябрьским днем на углу Спринг-стрит и Саут-Гранд-авеню, в одном квартале от дома. Там-то Ника и осенила грандиозная идея.

Ник понесся по улице, взбежал на крыльцо, распахнул дверь и бросился наверх. К тому времени, как он достиг своей комнаты, грандиозная идея успела переродиться в план, настоящий план, который так и напрашивался на то, чтобы решительной рукой воплотить его в жизнь. А уж в решимости Ник недостатка не испытывал.

Ник начал реализацию своего плана на следующий день после школы. Он явился в мелочную лавочку и попросил у продавщицы фриндлу.

Продавщица прищурилась. – Чего-чего? – Дайте, пожалуйста, фриндлу. Черную, –

попросил Ник и улыбнулся. Продавщица наклонилась ближе и повернулась к нему ухом.

– Что ты там хочешь?

– Фриндлу, – снова сказал Ник, но на сей раз показал пальцем на полку у нее за спиной. На полке лежали шариковые ручки.

– Черную, пожалуйста.

Продавщица вручила Нику ручку. Мальчик заплатил сорок девять центов, поблагодарил и вышел из магазина.

Через шесть дней в лавочку вошла Дженет. Магазин был тот же, продавщица та самая. Но накануне в лавочку заглядывал Джон, а за день до него – Пит, а за день до него – Крис, а за день до него – Дейв. Дженет была уже пятой из тех, кого Ник попросил заглянуть в лавочку и спросить фриндлу.

Когда девочка попросила дать ей фриндлу, продавщица сразу повернулась к полке с ручками и спросила только:

– Синюю или черную?

Ник стоял у соседнего стеллажа с конфетами и широко улыбался.

«Фриндла» стала самым настоящим словом. «Фриндла» – это ручка. Кто решает, что «фриндла» обозначает ручку? – «Ты сам».

Полчаса спустя в гостиной у Ника сидела группа серьезных пятиклассников: Джон, Пит, Дейв, Крис и Дженет. Вместе с Ником – шестеро. Шестеро секретных агентов.

Все они подняли правую руку и произнесли вслух клятву, которую написал Ник:

Отныне и навсегда я клянусь не говорить слово «ручка». Вместо него я всегда буду говорить «фриндла» и сделаю все возможное, чтобы и другие говорили так же.

И каждый поставил под клятвой свою подпись фриндлой Ника.

Дело шло полным ходом. Спасибо, миссис Грейнджер.

https://want2read.ru