Факты, противоречащие идее о совершенстве природы

Во внутреннем устройстве нашего тела имеется немало несовершенств, как бы «органических промахов», которые значительно укорачивают нашу жизнь и причиняют мучительные болезни. В особенности следует указать на так называемые рудименты, т. е. на те зачаточные, недоразвитые органы, которые по большей части ни на что не нужны, а подчас даже вредны. Например, от слепой кишки у нас отходит тонкий червеобразный отросток (аппендикс) который, собственно говоря, не нужен человеку ,а иногда бывает и вреден, так как легко воспаляется (аппендицит). Так называемые зубы мудрости большей частью совершенно бесполезны и даже вредны для человека: жевать ими нельзя, они быстро разрушаются и причиняют зубную боль, вследствие чего их нередко приходится удалять. К числу бесполезных (бесцельных) органов можно отнести еще мужские млечные железы, мускулы уха, мигательную перепонку глаза и т. д. Таких ненужных лишних органов у человека имеется более сотни! Почему же природа, если все в ней целесообразно устроено, не позаботилась убрать их у «венца творения» — человека?

А что сказать о всякого рода уродствах: например, появление лишних сосков или явление гермафродитизма (двуполости). Иногда рождаются настолько неприспособленные к жизни уродцы, что могут прожить всего два-три часа, а то и несколько минут. Разве все это может свидетельствовать в пользу телеологии, говорящей об абсолютной целесообразности, гармоничности природы? Ненормальности строения имеются и у других животных. Например, есть виды птиц (пингвины, страусы, многие породы домашней птицы), а также насекомых, которые вовсе не летают, а все- таки имеют крылья. Между тем эти крылья нередко являются для таких существ бесполезным, даже обременительным балластом, мешающим свободно двигаться. Отметим еще некоторые повадки, вредные для. самих животных, например, гибельное стремление бабочек лететь на огонь, поедание собственных детенышей (например, крольчихами, свиньями).

Если взять органический мир как целое и рассмотреть взаимоотношения его представителей, мысль о предустановленной гармонии, о разумной целесообразности в природе будет выглядеть прямо насмешкой. Казалось бы, эти отношения должны приводить к общему благу, растения и животные должны облегчать друг другу жизнь. Как же иначе понимать здесь гармонию и целенаправленность? Между тем на каждом шагу мы встречаем яркие примеры самой жестокой борьбы живых существ за существование. Постоянно идет борьба за пищу, за место на земле, за возможность пользоваться живительным светом. Одни животные вступают в жизнь по трупам других, так как природа безжалостна со слабыми и неприспособленными, которые гибнут не только от врагов, но и под действием неблагоприятных условий среды — недостатка пищи, непогоды, засух, морозов и т. д.

Таким образом, в органическом мире нет никакой гармонии и никакой цели: нельзя же предположить, будто природа или какая-нибудь над — мировая сила творила одни существа только затем, чтобы они были истреблены другими или же естественными стихиями. Поэтому Дарвин неоднократно указывал, что страдания, существующие в мире, остро противоречат «идиллическому» взгляду сторонников телеологии на природу. «В мире,— писал Дарвин,— существует слишком много несчастья. Я не могу убедить себя в том, что благодетельное и всемогущее божество нарочно сотворило паразитов-наездников с той определенной целью, чтобы они питались внутри живого тела гусениц, или кошку, чтобы она играла с мышами, прежде чем убить их».

Понравилась статья? Можете поддержать канал, если хотите - лайком, подпиской, или репостом в соцсетях.

Хотите еще больше интересных статей? тогда вам СЮДА