Где царские офицеры брали мужество для освоения Крайнего Севера?

Вдоль северного побережья России проходит Великий морской путь. На географической карте он отмечен именами смелых исследователей берегов Ледовитого океана, положивших начало освоению Арктики русскими людьми. Именем штурмана Челюскина назван мыс — самая северная точка побережья. Водами моря Лаптевых проходят советские ледоколы на своем пути к Берингову проливу. И много других дорогих нам имен навсегда сохранит географическая карта в па. мять о скромных моряках Балтийского флота, открывших русскому народу путь «с брегов вечерних на восток» (Ломоносов). В книге М. В. Муратова «Первые разведчики великого пути» рассказано о том. как много столетий тому назад совершилось это небывалое в истории предприятие. За десять коротких лет (1733—1743) русские моряки, участники Великой северной экспедиции, прошли и описали почти весь ранее неведомый северноморской путь. Это были лейтенанты Малыгин, Овцын, Прончищев, братья Лаптевы, Мипип, Стерлигов, штурман Челюскин и другие из первого поколения моряков, окончивших русскую Морскую академию.

Начало этой эпопеи относится ко временам Петра I. Петр был первым человеком в России, вплотную подошедшим к задаче освоения Севера. Незадолго до своей смерти Петр приказал построить корабль в Охотске или на Камчатке и отправить его в плавание на север, чтобы узнать, сходятся ли берега Азин и Америки. Уже после смерти Петра его замысел был осуществлен. Русская экспедиция под командованием Беринга установила, что между двумя материками есть пролив. Теперь ьозиикла другая, более сложная задача: обследовать путь от Архангельска до вновь открытого пролива, чтобы проложить путь к восточным окраинам пашей страны. Один за другим отправляются из туманного Петербурга моряки в дальнюю дорогу — к устьям великих северных рек, чтобы разведать путь среди льдов, среди неизведанной арктической природы. Только русским людям, испытанным в плаваниях в северных водах, была по плечу такая задача. Небольшие суда — кочи (вроде тех. на которых совершил свой исторический поход отважный казак Семен Дежнев) — спешно строятся в Архангельске, Тобольске, Якутске — древних городах нашего Севера.

Уложены в сундуки парадные кафтаны с позументами и башмаки с посеребренными пряжками: в дальний суровый путь уходят моряки. И вот постепенно начинают проясняться туманные очертания северного побережья России. Одно за другим исчезают белые пятна, точнее и подробнее становятся карты северных морей. Лейтенанты Муравьев, Павлов, Малыгин первыми проходят путь из Архангельска к устью Оби. На отрезке Северного пути между Обской губой и устьем Енисея в течение четырех лет настойчиво пробивает путь лейтенант Овцын. Дело, начатое Овцыным, продолжают его спутники: Минин и Стерлигов составили подробное описание своего пути вдоль западного побережья Таймыра. А навстречу им двумя-тремя годами раньше пробивался мужественный Василий Прснчнщев. На судне «Якутск» Прокчидев прошел почти до северной оконечности Таймыра, но задержанный тяжелыми льдами, не мог обогнуть его. как не могли этого сделать и спутники Овцына. Прончищсв его верный спутник — жена, первая русская женщина-путешественница,—погибли от истощения, дойдя до устья реки Оленек.

То на небольших судах, плохо приспособленных к пла»анию среди тяжелых льдов, то на ездовых собаках исследуют братья Лаптевы побережье моря, названное впоследствии их славным именем Дмитрий Лаптев дошел до Колымы. Не ограничиваясь географическими исследованиями, Лаптевы оставили «в известие потомкам» сведения о народах Севера, населяющих пройденные русскими исследователями пустынные берега. Скромные лейтенанты Балтийского флота не могли в те далекие годы полностью предвидеть, какое значение приобретет в будущем этот путь для обороны и экономического процветания нашей родины. Но и тогда уже находились люди, проницательным взором ученого проникавшие в даль времен и предсказывавшие Северному пути великую будущность. Первым среди них был наш гениальный ученый Михаил Васильевич Ломоносов. О выдающейся роли Ломоносова в изучении Северного морского пути рассказывал в своей лекции, прочитанной для учащейся молодежи и выпущенной издательством «Молодая гвардия», известный полярный исследователь В. Ю. Визе». Сын холмогорского помора, Ломоносов в юности плавал в Белом море на зверобойных судах, хорошо знал природные условия Севера.

В зрелые годы Ломоносов внимательно изучал историю полярного мореплавания и составил проект экспедиции для разрешения вопроса о Северном морском пути. Ломоносов, автор первого русского ученого труда по географии северных морей, прекрасно понимал, какое огромное значение для русского народа имеет освоение северных морей. «Когда желаемый путь по северному океану откроется,— писал он, — тогда свободно будет укрепить и распространить российское могущество на востоке». Ломоносов смело ставил перед русскими мореплавателями задачи научного исследования в северных морях и с удивительной прозорливостью намечал правильные пути этого исследования. Он требовал тщательного изучения физических условий полярных морей, правильно видел основные трудности в преодолении ледовых преград. Предположения Ломоносова о причинах образования льдов и о законах, по которым они передвигаются, подтвердились позднейшими исследованиями в Арктике.

Имена ученых и моряков, проложивших своими трудами дорогу на восток русским кораблям, навсегда записаны в памяти народа. В наши дни смелые потомки русских мореплавателей уверенно бороздят на своих ледоколах суровые воды Ледовитого океана.

Понравилась статья? Можете поддержать канал, если хотите - лайком, подпиской, или репостом в соцсетях.

Хотите еще больше интересных статей? Тогда вам СЮДА