Мифы об электромобилях - как нам пудрят мозги...

13.07.2018

Обычно, говоря о преимуществах элект­ромобиля. на первое место ставят его экологическую безвредность по сравнению с обыч­ными бензиновыми или дизельными маши­нами. Однако, согласно убедительтлм рас­четам, выполненным бельгийским инженером Кристианом Стеффенсом, загрязнение атмос­феры от электромобиля, как правило, будет больше, чем от обычного. Если в автомобиле с двигателем внутрен­него сгорания при прямом превращении энергии ископаемого жидкого топлива в ме­ханическую получается кпд 25—30 процен­тов, то в случае с электромобилем потерь гораздо больше.

Сначала нефть или уголь сжигают на тепло­вой электростанции. КПД ее турбин выше, чем у двигателя внутреннего сгорания — около 40 процентов. Генератор еще более эффективно преобразует энергию вращения турбины в элек­трическую — около 95 процентов. Трансфор­маторные подстанции и линии электропереда­чи доносят эту энергию до станции зарядки аккумуляторов, потеряв по дороге всего 10 про­центов. Чтобы узнать, сколько энергии ископа­емого топлива дошло в итоге до станции подза­рядки, умножим 0.4 на 0,95 и еще на 0,90 — получим 0,3-1, то есть 34 процента.

Но аккумуляторы отдадут электромоторам автомобиля лишь 70 процентов энергии, по­лученной при зарядке. Таков же КПД исполь­зования этой энергии самим электромоби­лем, если учитывать потери в электродвига­телях и электрических цепях, необходимых для управления моторами. Чтобы узнать, сколько энергии дошло от нефти, сожжен­ной на ТЭЦ, до движущегося электромоби­ля. умножим 0,34 на 0,7 и еще раз на 0.7. Получим 0,17, то есть 17 процентов. Это зна­чит, что в итоге электромобиль потребит на 60 процентов больше ископаемою топлива, чем обычный автомобиль с дизельным дви­гателем (кпд около 28 процентов).

Вместо, скажем, 8 литров горючего, которые сож­жет средний автомобиль за 100 километров пробега, на электростанции придется сжечь 12 — 13 литров. Понятно, что и загрязне­ние атмосферы будет соответственно боль­ше. Правда, с городских улиц оно перено­сится куда-то подальше, где стоит ТЭЦ. По справедливости, еще надо учесть, что мас­совый «выхлоп» ТЭЦ легче очистить до при­емлемых кондиций перед выбросом в атмос­феру, чем множество мелких выхлопов де­сятков тысяч автомобилей, бегающих по городу, — но это, пожалуй, и весь выиг­рыш.

Да и он становится сомнительным, если учесть, что массовое производство акку­муляторов для электромобилей будет силь­но загрязнять окружающую среду, так как во всех применяемых сейчас системах ак­кумуляторов используются такие экологи­чески опасные вещества, как серная кисло­та. сильные щелочи, свинец, кадмий, никель, сера, натрий... А многие аккумуляторы при зарядке и разрядке выделяют некоторое ко­личество ядовитых газов. Если же считать, что электромобили бу­дут заряжаться главным образом от атом­ных электростанций (например, во Фран­ции они производят 76 процентов всей элек­троэнергии). то хорошо известны и их эко­логические проблемы. До сих пор нет на­дежного способа избавления от радиоактив­ных отходов АЭС.

Электромобиль будет благодеянием толь­ко для тех немногих стран, где электроэнер­гия производится главным образом на гид­роэлектростанциях (хотя и у тех есть свои экологические проблемы, и главная из них — затопление больших площадей под водохранилища).Наконец, нельзя не упомянуть и о том, что суммарная мощность всех эксплуати­руемых сейчас в мире автомобилей выше мощности всех электростанций Земли. То есть электромобиль просто но сможет за­нять существенную нишу в мировом транс­порте — ему не хватит источников энергии для зарядки.

Понравилась статья? Можете поддержать канал, если хотите - лайком, подпиской, или репостом в соцсетях.