Петр первый не рубил окно в Европу - и этому есть доказательства...

13.07.2018

Ни одна из национальных культур не может существовать в изоляции, иначе она обречена на умирание. И лишь находя собственную нишу в мировом культурном пространстве, она полу­чает шанс для своего развития.

Мы, однако, живем стереотипами. Один из них, который наше общество упорно исповедует, состоит в том, что только в XVIII веке Петр I «прорубил окно в Европу», установив, наконец, контакт нашей культуры с западноевропейской. А до этого лишь принятие Русью православной формы христианства приобщило нашу страну к византийской и через нее — к античной куль­туре. Последующее же разделение церквей и вовсе отго­родило нас от неправославной Европы.

На самом же деле процесс культурных свя­зей между Русью и Западной Европой не прекращался. Русская монашеская жизнь, напри­мер, начиналась на нашем Севере деятельнос­тью Антония Римлянина, который, впрочем, при­плыл не из Рима, а откуда-то с Балтики и при­нес с собой немалый заряд западноевропейской культуры.

С Балтикой вообще были у Руси обширные и давние культурные связи. Во-первых, именно с ее южного побережья пришел на наш северо- запад основной массив славянского этноса. Во- вторых, нелрекращающаяся торговля со стра­нами Балтики не могла не сопровождаться не­которым культурным обменом .А через Батику — и с остальными западноевропейскими стра­нами.

На выполненных еще при том же Антонии Римлянине фресках Антониева монастыря присутствует несомненное и весьма сильное ро­манское влияние. А рядом с многочисленными новгородскими православными церквами сто­яла сначала романская, а потом готическая ка­менная церковь Святого Петра, а также варяж­ская божница Святого Олофа. Вход же в новго­родский Софийский собор украсили в XV веке Магдебургские врата—немецкие католические врата XII века, переработанные русским масте­ром.

В Новгороде найдена и первая, самая ран­няя в России, надпись на древнегерманском языке, и множество разнообразных художе­ственных изделий из стран Запада. В их числе, к примеру. — французская резная кость с изоб­ражением штурма Замка любви и итальянская камея XIII века с портретом мадонны. Известно также, что существовал и обратный процесс, и. например, новгородские монеты Ярослава Муд­рого стали еще в XI веке образцом для подра­жания в Скандинавии.

Все это не может не привести к следующему выводу - как раз там, где несколько веков спустя Петр I «прорубил окно в Европу», уже была в средние века широко открытая дверь, и через эту дверь шло постоянное взаимодействие куль­туры Руси с культурами западноевропейских стран.

Понравилась статья? Можете поддержать канал, если хотите - лайком, подпиской, или репостом в соцсетях.