Ан-12: 60 лет от Африки до Антарктики

Выброски десанта при поддержке бронетехники на высокогорные аэродромы Тибета, Гиндукуша на индийско-китайской границе в шестидесятых, доставка вооружений к высокогорным плато Афганистана позднее, мирный перелет до Антарктиды, взятие доставленными десантами столиц некоторых государств, пассажирские рейсы в Париж — неполный перечень достижений известнейшего ВТС.

Детище СССР, небесный долгожитель воюет и мирно трудится по разнообразным регионам планеты от экватора до Полюсов, с 1957-ого по сей день, ровно шестьдесят лет! На юбилей Ан-12 интересно узнать историю создания и применения этого самого популярного судна Воздушно-транспортной авиации.

История появления: предпосылки

После второй мировой потребовалось специальное военно-транспорт¬ное судно для десантных операций: бомбардировщики, разведчики, даже переоборудованные пассажирские лайнеры (порой, применявшиеся во время Отечественной) не удовлетворяли за¬даче захватов плацдармов за линией фронта или опорных баз во вражеском тылу.

Советской армии, ОСНАЗу, ВДВ и ВВС требовалось специализированное средство быстрой доставки солдат, тяжелого вооружения, боеприпасов и бронемашин.

Военно-транспортная авиация Советского Союза

Изменившаяся военная доктрина диктовала новые требования почти всем родам войск. Поэтому, по распоряжению Совета министров (декабрь 1953), ОКБ-153 (конструкторское бюро Антонова) приступило к созданию универсального транспорта.

Перед учеными стояла задача создать экспериментальный образец, отличающийся повышенной грузоподъёмностью, пассажировместимостью, эксплуатационной неприхотливостью, надежностью при использовании грунтовых или заснеженных аэродромов. Так был создан предшественник нашего героя — многоцелевой Ан-8.

Наличие в ВВС СССР такого самолета послужило не только выделению военно-транспортной авиации в отдельный род войск ВВС (ВТА), но и полнее раскрыло требования к новому военно-транспортному судну.

До 1957-ого года страна располагала устаревшим лётным парком для переброски войсковых соединений: Ли-2 на базе довоенных разработок концерна «Douglas Aircraft», Ил-12, Ту-4. Каждый из этих типов имел определенные недостатки: отсутствовал специализированный люк с аппарелью для тяжелой техники. Ту-4 являлся наскоро переоборудованным бомбардировщиком.

Требовался самолёт, превышающий западные аналоги по следующим характеристикам:

  • простота РЛЭ; дальность полёта при полной загруженности;
  • бортовое вооружение;
  • способность использовать неподготовленные посадочные полосы, преодолевать сложные климатические условия.

Выяснилось – спешно созданный «восьмой» отстает от техники вероятных противников.

Предтечи русского «Cub’a»

Ан-8 стал первым специализированным летательным аппаратом, отличающимся удобным люком, хорошей дальностью, скоростью полётов. Однако Ан-8 мог принять на борт всего 10-11 т. полезного груза. Невелик был радиус его действия. Все эти недостатки вызывали срочную потребность серьезных усовершенствований. «Восьмому» было суждено стать более современной моделью, «Cub» («Новичок», наименование будущего «новорожденного» Ан-12 по натовской классификации)!

Рождение опасного «Новичка»: «ставьте четыре мотора!»

Самое передовое ВТС той эпохи, состоявшее на вооружении потенциального противника, «С-130» производства концерна «Локхид», за счёт четырёх моторов поднимал 15-16 т. и перемещал их более чем на пять тысяч км. Нашим ВВС срочно требовалась аналогичная разработка. Узнав об этом, Н.С. Хрущёв во время визита к любимому конструктору Олегу Константиновичу Антонову, выдал гениальному инженеру пророческое ЦУ в своём неповторимом стиле: «немедленно увеличить число моторов до четырёх!».

Меньше чем за 10 месяцев киевское ОКБ создает четырёхмоторный высокоплан с цельнометаллическим крылом. Проект разрабатывали сам генеральный конструктор, великий Бартини, ведущим конструктором назначили В. Гальперин. Создавались отдельные бригады инженеров-разработчиков общего вида будущей основной машины ВТА, её гидравлики, аэродинамики, радиооборудования.

Впервые был задействован гидроагрегат ГА77Н с компрессором воздуха, гидроусилением управления закрылками, рулевым приводом. В случае отказа агрегата предусматривался переход на ручной насос.

Пассажирский вариант требовал лишь замены «военной» хвостовой части фюзеляжа на «гражданскую», удобной расстановки кресел салона. Этой проблемой занималась отдельная инженерная бригада под руководством Н. Погорелова.

«Новичок» находит цели

Хотя моноплан создавался в рамках всесоюзного конкурса на лучший грузопассажирский самолёт, конкурирующие фирмы Туполева и Ильюшина предоставили киевлянам всю документацию по собственным последним разработкам.

В стране понимали, что речь идёт не просто об удобном пассажирском лайнере, но также о необходимом армии оружии.

Под конец 1957-ого состоялся первый полет экспериментального образца. Его провел летчик-испытатель Яков Верников со своим экипажем. Всего летные испытания составили исключительно короткий срок — восемь месяцев!

Лётно-технические характеристики

Высокоплан Ан-12 оказался первым цельнометаллическим монопланом с прямым крылом и с четырьмя турбовинтовыми моторами. Грузоподъемность сначала составляла 16-17, а у более поздних модификаций — более 20 т. Габариты грузового отсека были рассчитаны не только под технику тех лет: инженеры учли тенденции развития бронемашин будущего, вложив в своё создание большой задел «прочности».

Размеры:

  • 38 м — размах крыла;
  • 33,1 м — длина;
  • 10, 5 м — высота.

Грузовой салон рассчитан на две БМД-1, или девяносто солдат, или шестьдесят десантников в полном вооружении. При этом конструкторы учли вероятность появления оружейных новинок, почему позднее стало возможным разместить на борту БРДМ-2, БРМД-3, БТР-Д, даже самоходные артиллерийские установки типа «Нона-С».

Габариты грузового салона:

  • 2,6 м — высота;
  • 3,5 м — ширина;
  • 13,5 м — глубина.

Вес снаряжённого (заправленного, с установленными кранами, лебедками транпортёром, парашютными системами) самого высокоплана – менее 50 т. Максимальная масса, которую поднимало новое ВТС – 60 т.

Этот небесный транспорт мог использовать грунтовые или заснеженные аэродромы с кроткой взлётной полосой (благодаря уникальной системе шасси).

Особенности конструкции

Основной особенностью является фюзеляж с перекрестными креплениями (схема «полумонокок») с двумя бронированными (броня марки АПБЛ-1) кабинами (кабина для экипажа в носовой части, для бортстрелка — на корме).

Вспомогательное десантное оборудование в центральном отсеке включало транспортёр с лебёдкой и кран грузоподъёмностью до трех тонн.

К другим особенностям крылатой машины можно отнести:

  • наличие УКВ радиостанции для экипажа, коротковолнового передатчика — для связи с землей;
  • полностью убирающиеся в фюзеляж трехопорные (передняя плюс две основные опоры) шасси;
  • двухлонжеронное цельнометаллическое крыло;
  • относительно небольшой расход топлива (приблизительно 2135 — 1983 кг/ ч);
  • четыре двигателя марки АИ-20 мощностью 4250 тысячи л.с. (3128 кВт);
  • максимальная скорость 777 км/час;
  • более простое, чем у западных аналогов, РЛЭ (руководство эксплуатации).

Боевое применение «Новичка»

Получивший название «изделие Т» образец мог использоваться от заполярья до экватора. «Аннушка»-12 являлась из самых популярных транспортов мира в 60-ые. Она обладала универсальностью, подходя для десантных операций, для грузопассажирких перевозок по труднодоступным районам.

Способный перебросить десант, могучую технику, высокоплан был хорошо защищён: на ранних моделях стрелок располагал двумя автоматическими 23-х миллиметровыми орудиями. ЛТХ «изделия Т» повышали выживаемость укомплектованной ими ВТА во время возможной мировой войны, что доказали множество локальных конфликтов практически по всей планете.

Впервые реальные боевые действия проэкзаменовали «Cub’a» при пограничном боестолкновении Индии с Китаем в Тибете в 1962 году (именно тогда прославилось это название).

Первый боевой опыт: китайско-индийский и кашмирские конфликты

На Ан-12 индийцы доставляли боеприпасы, пополнение, технику на свои окруженные китайцами высокогорные базы. Эффективность транспортника доказала ставшей всемирно известной цифра потерь грузов в горных районах: всего пять процентов!

«Вероятных противников» СССР почти шокировали боевые характеристики «Cub’а», раскрывшиеся западному миру во время индийско-китайского и индийско-пакистанского кашмирского кризисов.

Вот эти характеристики:

  • 560 км/ч крейсерская скорость;
  • перегонная дальность более 8 тысяч км;
  • предельная дальность с нагрузкой 16 т — 2500 км у ранних моделей, до 3600 км – у новейших модификаций;
  • 70 стокилограммовых осколочно-фугасных или зажигательных бомб;
  • 2 фотобомбы или 2 навигационные бомбы внешней подвески;
  • 6 ориентирно-сигнальных бомб;
  • две пушки Афанасьева-Макарова АМ-23;
  • бронированная (противоосколочной броней) кабина экипажа и отсека бортрадиста со снабженными бронеспинками (толщина брони до 16 мм в области тела, до 23 мм – в области головы) креслами.

Благодаря таким данным, индийцы крайне успешно использовали Ан-12 во время инцидента в Кашмире с Пакистаном, а египтяне при йеменском конфликте.

На «шестидневной» войне «Новичком» пользовались не только египтяне, но даже войска ООН. Большую роль сыграли «Cub’ы» на войне между Ираном и Ираком. В Африке они яростно сражались в Эфиопии, Катанге, Анголе, Нигерии.

Самой крупной зарубежной десантной операцией с использованием этого транспортника остается окружение индийскими десантниками Дакки в Бангладеш.

Новый транспорт и «войска дяди Васи»

Однако наибольшее количество солдат – пять тысяч более сотни БМД, были переброшены на «Аннушках» в 1968 году при Чехословацком кризисе.

Любопытный факт: огромным ценителем нового транспортника был знаменитый Маргелов, лично осуществивший несколько прыжков с борта, разработавший впоследствии систему крупных десантов с мощной огневой поддержкой на основе возможностей этого воздушного судна.

С привязкой к грузоподъёмности размерам «багажника» «изделия Т» создавались потом знаменитые советские БМД.

Позже разработали систему «Кентавр» позволяющую экипажу десантироваться вместе с боевой машиной.

В Афганистане его прозвали «Черным тюльпаном»

Благодаря постоянным усовершенствованиям «двенадцатый» успешно действовал в Афганистане, где в очередной раз прославился способностью садиться на горные плато и феноменальной живучестью в воздухе. В основном «Cub» доставлял боеприпасы, экстренную подмогу для отдаленных застав через горные хребты (особенно в провинциях Кандагар, Герат, Баграм), использовался для десантов.

На этой войне аэроплан получил трагичное прозвище «Черный тюльпан»: именно его обратными рейсами доставлялся «груз 200», гробы с телами наших военнослужащих.

Применение в гражданской авиации

В отличие от «восьмого» и «десятого», двенадцатая «Аннушка» создавалась изначально в качестве военного транспортника. Но ей нашлось мирное применение: для доставки грузов в труднодоступные регионы. Хорошо послужил транспортник как «летающая лаборатория».

Мощная противообледенительная система (электрическая, воздушно-тепловая) крыла, закрылков, хвостового оперения позволяла использовать Ан-12 при низких температурах крайнего Севера.

В апреле 1961-ого начались регулярные полёты к Северному полюсу, спустя год состоялся перелёт до Антарктиды.

Рекордом считается доставка гусеничного трактора марки ДТ на Северный полюс.

Кроме Советского Союза, «изделие Т» использовали для грузопассажирских перевозок такие зарубежные компании как «Гана Эрлайн», «Balkan Bulgarian» и «Air Guinee».

После распада СССР моноплан стал широко использоваться авиакомпаниями всего мира. До сих пор он популярен в странах третьего мира за надежную неприхотливость.

Модификации

«Изделие-Т» оказалось небесным долгожителем. Сегодня можно насчитать более двадцати наименований модификаций, разработанных для различных видов работ. Большинство из них связаны с установкой на борту дополнительного научного оборудования или аппаратуры жизнеобеспечения.

Наиболее интересные из них

  • самая первая, «основная боевая», когда конструкторы отказались от идеи добиться полной совместимости узлов с «десятым» Аном — Ан-12А с экспериментальным тогда двигателем АИ-12А (1961 г.);
  • пункт радиоэлектронной борьбы — Ан-12Б-И (1989 г.);
  • вариант с грузоподъемностью до 30 тонн – Ан-12Б-30 (1963 г.);
  • метеорологический вариант «Циклон»;
  • командный пункт «Зебра» с топливным ускорителем;
  • китайский аналог Shaanxi Y-8;
  • метеорологическая лаборатория «изделие 93Т».

Достаточно указать, что в 2012 ВВС народной армии Китая пополнились боевым «Юнь-9», тоже являющимся глубоко усовершенствованным старым добрым Ан-12.

Без падений не обошлось

Несмотря на свою прославленную надёжность двенадцатые Аны почти всех модификаций (кроме самых экзотических) продолжают пополнять собой список потерпевших крушение, или просто пропавших самолётов.

Особенно не везло Индонезии: там аэропланы этой конструкции разбивались чаще всего. В новом тысячелетии сомнительную пальму первенства можно вручить Челябинскому военному аэродрому: только с 2008-ого там трижды произошли крушения взлетевших с него Анов.

Всего, по состоянию на 2015 год разбилось и пропало без вести 225 «Аннушек» (не учитывая потери в ходе войн).

В строю 60 лет

В 2017 году железный летный герой отмечал своеобразный юбилей: ровно шестьдесят лет Ан-12 и его модификации успешно трудятся в мирных и военных небесах практически над всей планетой.

При этом Аны активно используются не только в странах — бывших республиках СССР, но продолжают героически или незаметно трудиться в Китае, Нигерии, Индонезии, Йемене, республике Сан-Томе и Принсипи, Анголе, Болгарии, Индии, других государствах.

Видео

Источник: https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/an-12/