Морские турбины для ВМФ России: хватит ехидничать, посмотрите на себя

Россию часто упрекают внутри страны в неспособности построить в адекватные сроки военно-морской флот, соответствующий требованиям современности. За рубежом же ехидно злорадствуют по этому поводу, смакуя «отсталость» и «неоправданные амбиции» нашей державы. Существенное место в этой критике отводится оценке возможностей отечественной промышленности в части изготовления собственных силовых установок для боевых кораблей. Однако давайте абстрагируемся от способностей российских КБ и индустрии и взглянем на ситуацию, которая наблюдается в части выпуска турбин на Западе, со стороны которого постоянно исходят насмешки в адрес РФ.

Так, буквально на днях британская компания Rolls-Royce была выбрана в качестве поставщика газовой турбины MT30 мощностью 40 мегаватт, предназначенной для нового класса фрегатов 30FFM японских морских сил самообороны. Таким образом, Япония стала пятой страной, отдавшей предпочтение MT30 при комплектовании своих кораблей. Строительство первого из фрегатов типа 30FFM предполагается начать в следующем году, его ввод в эксплуатацию ожидается примерно в 2022 году.

MT30 - самая мощная в мире находящаяся в эксплуатации морская газовая турбина. Она подходит для кораблей, для которых важна высокая мощность в минимальном пространстве. При этом, как утверждает производитель, при прохождении жизненного цикла она требует минимального обслуживания.

Взаимодействие Rolls-Royce с Японией при оснащении местного ВМФ уже осуществляется на протяжении почти 50 лет. В рамках сотрудничества с Kawasaki Heavy Industries было отгружено 200 газовых турбин.

Ранее MT30 привел в движение новый авианосец британского ВМФ HMS Queen Elizabeth. С данной силовой установкой он успешно прошел морские испытания. MT30 оснащены так называемые «литоральные боевые корабли» (LCS) класса Freedom ВМС США, как и новые эсминцы проекта DDG-1000 американского флота. Первый фрегат FFXII Республики Корея, оснащенный одним MT30, поступил в эксплуатацию в начале этого года, а Италия выбрала двигатель для своего нового вертолетоносца Landing Helicopter Dock.

Как нетрудно заметить из этого примера, британская Rolls-Royce только в части одного двигателя MT30 выступает поставщиком сразу для нескольких флотов западных стран. Очевидно, что благодаря такому раскладу данным государствам удается избегать изнурительного и дорогостоящего процесса разработки собственных силовых установок, их тестирования, налаживания опытного и серийного выпуска.

В то же время Россия, имея явно ограниченный доступ к мировому рынку, лишена такой возможности, в связи с чем вынуждена практически в одиночку решать целый букет технических проблем, которые на Западе были бы распределены между различными странами и компаниями. Однако в этом и кроется потенциальная сила отечественного ВПК: он имеет возможность в итоге обрести полную независимость от зарубежных поставщиков, в то время как западные государства будут обязаны полагаться на международную кооперацию. А насколько хрупким оказывается мировое разделение труда показывают разгоревшиеся совсем недавно торговые войны.

Использованы фотографии: news.usni.org ; ukdefencejournal.org.uk