Сушка сушке рознь!

31.07.2018

Для любителей орнитологии выпускают специальные атласы-определители птиц. Орнитологов при этом не то чтобы очень много, а тех, кто увлекается военной техникой, никак не меньше. Интересуетесь? Мы решили вас порадовать: составить краткий определитель распространённых вариантов наиболее известного семейства современных отечественных боевых самолетов — Су‑27.

(Фото: И.С.)
(Фото: И.С.)

Вопрос назрел, учитывая множество модификаций, некоторые из них внешне отличимы только по небольшим признакам. Кстати, на самом деле «родовым» наименованием для Су-27 и модификаций является Т-10. Именно таково внутрифирменное обозначение этих машин.

Су-27УБ

Учебно-боевая версия оригинального Су-27, изображённого на первой картинке (фото: Иван Вукадинов)
Учебно-боевая версия оригинального Су-27, изображённого на первой картинке (фото: Иван Вукадинов)

Отличается кабиной на двух человек, предназначена, как следует из названия, для подготовки пилотов. Это фото для сравнения — в дальнейшем отличия многочисленных двухместных версий будем указывать относительно него.

Обычные Су-27УБ, как и Су-27, не производятся уже давно, после исполнения экспортных контрактов 90-х годов (в первую очередь в Китай) и доделки небольшого числа из оставшихся заделов для ВВС России.

Су-33

Палубная версии «Сушки» (фото: Александр Мишин)
Палубная версии «Сушки» (фото: Александр Мишин)

Состоит на вооружении только в ВМФ России. Проще всего отличить по морскому камуфляжу, но если взглянуть на чертёж, то в глаза бросаются небольшие крылышки в носу — переднее горизонтальное оперение(ПГО). Именно на Су-33 оно было внедрено первым в семействе Т-10 и там показало свою полезность.

Су-35

Из современных «Сушек» упомянутый выше Су-33 — единственный одноместный самолет с ПГО. Однако в 90-х–начале 2000-х годов на слуху был Су-35 (первый носитель этого имени тьфу, это из другой оперы — первый с этим индексом, короче) и Су-37 (тот же Су-35, но с двигателями с управляемым вектором тяги, УВТ). Это была первая попытка глубокой модернизации Су-27. Выпустили несколько машин, но по финансовым причинам производство «не пошло». От Су-33 их отличить можно по окраске; еще на большинстве установлены более высокие кили с горизонтальной, а не скошенной верхней кромкой. Впрочем, единственный построенный Су-37, к сожалению, разбился, а ранние Су-35 уже почти не летают.

Су-35С

(Фото: Владислав Перминов)
(Фото: Владислав Перминов)

А вот современный Су-35, известный как Су-35С, вполне себе летает. Он выпускается серийно и сейчас это совсем другой самолет, нежели в 90-х, куда более совершенный. Собственно, от исходного Т-10 там разве что общий силуэт. Оснащается двигателями с УВТ, которое позволяет машинам этого типа буквально «плясать» в воздухе, но крылышки ПГО отсутствуют. Без него отличить Су-35С от обычного Су-27 непросто, а с расстояния и ряда ракурсов и вовсе никак. Помогают увеличенные рули направления, иное окончание хвостовой балки (с «треугольниками» по бокам), отсутствие воздушного тормоза (имеющегося за кабиной на обычном Су-27) и выдвижная штанга дозаправки под кабиной (на исходном Су-27 ее не было). Когда Су-35 находится на земле, заметно отличие в виде удвоенных колес передней опоры шасси: для компенсации возросшего взлётного веса.

Су-30СМ

(Фото: Александр Бельтюков)
(Фото: Александр Бельтюков)

Индекс Су-30 — это вообще матрёшка, внутри скрываются сразу несколько вариантов двухместных многоцелевых машин. Неудивительно, поскольку эти популярнейшие на мировом рынке самолеты выпускались двумя заводами: иркутским и комсомольским, обе ветви развития сильно различались между собой. Иркутские машины заметные по наличию ПГО и движкам с УВТ (мы ещё не забыли, что значат эти аббревиатуры?), поставлялись в Индию, Малайзию и Алжир. Сейчас закупаются ВВС России под индексом Су‑30СМ.

Су-30М2

Комсомольские Су-30 чуть проще — нет ни ПГО, ни УВТ (фото: Артём Старков)
Комсомольские Су-30 чуть проще — нет ни ПГО, ни УВТ (фото: Артём Старков)

От обычных Су-27УБ их можно отличить по килям большей высоты с горизонтальной верхней кромкой и штанге дозаправки. Поставлялись в Китай и ряд других стран, а для ВВС России была закуплена небольшая партия для замены части выработавших ресурс Су-27УБ. Попроще они и внутри — радар предыдущего поколения. Это делает их дешевле, и покупатели победнее — если не считать Китая (которому более сложные иркутские машины просто не продали) — берут Су-30М2 во Вьетнаме, Алжире, Венесуэле, Уганде.

Су-34

Герой Сирии (фото: Александр Пак)
Герой Сирии (фото: Александр Пак)

Бомбардировщик Су-34, конечно, не спутаешь ни с чем — посадка экипажа плечом к плечу, как на авиалайнере, «утиный» нос, горб за кабиной, значительно большая по размерам хвостовая балка, ПГО. Однако путаница бывает и с ним — иногда для продвижения на экспорт или в старой литературе используются индексы Су-32 или Су-32ФН.

Су-27КУБ

(Фото: Владимир Назаров)
(Фото: Владимир Назаров)

И немного экзотики: увидев на фото такой самолет, легко можно принять его за какой-то из вариантов Су-34. На самом деле это был прототип палубного двухместного учебно-боевого истребителя. Впрочем, вживую его уже не встретить, единственный борт не летал уже много лет.

Самое удивительное в Су-27 — пластичность и адаптируемость этих машин к разным задачам, что позволяет потомкам Т-10 оставаться на гребне волны уже пятый десяток лет (первый полет Т-10-1, ещё не очень похожего на известный нам самолёт, состоялся в мае 1977). В начале 1990-х, после триумфальной для американцев «Войны в заливе», все ждали такого же триумфального шествия по рынку героя этой войны — тяжёлого истребителя F-15. Но по факту эта без вопросов замечательная машина «пошла» только союзникам и клиентам США — Израилю, Саудовской Аравии, Сингапуру, Южной Корее, Японии, а самыми продаваемыми тяжёлыми истребителями последних 25 лет стали «Сушки».

Гордимся? Гордимся. Это намного сложнее айфона.