Броненосец императорского флота, легендарный Российский «Слава»

31.03.2018

Броненосец «Слава» («Последняя Слава императорского флота»)

«Слава» – один из последних броненосцев русского флота. Через пару лет после ввода в строй он был признан устаревшим, но несмотря на этой во время Первой мировой войны успешно противостоял гораздо более современным и сильным кораблям.

Постройка

«Слава» относилась к броненосцам типа «Бородино», которые строились специально для укрепления флота на Тихом океане. По сравнению с иностранными аналогами, эти корабли имели худшие бронирование и дальность плавания, но размещенную в башнях, а не в барбетах артиллерию среднего калибра.

Закладка корабля была произведена в феврале 1900 года, спуск на воду – в августе 1903. В первой половине 1906 года броненосец был зачислен в списки флота Российской Империи. На испытаниях были обнаружены небольшие недостатки машин, но они были быстро исправлены рабочими Балтийского завода.

История службы

С 1906 по 1914 годы

Сразу после прохождения испытаний, корабль был зачислен в состав Отдельной учебной эскадры. На «Славе» служили будущие офицеры российского флота. Летом 1906 броненосец принял участие в подавлении восстания в крепости Свеаборг.

После, в 1907-1914 годах корабль во время учебных плаваний посетил порты Германии, Испании, Франции, Италии, Турции, Швеции, прошла без поломок несколько десятков тысяч миль.

Во время Первой мировой войны

В начале Первой мировой войны броненосец прикрывал вход в Финский залив, а в 1915 году был переброшен на оборону Рижского залива. Вторым военным летом он несколько раз срывал попытки немецкого флота форсировать минное заграждение в Ирбенском проливе. Артиллеристы корабля вступали в дуэли с линкорами типа «Нассау», которые превосходили «Славу» в 2,5 раза по количеству пушек главного калибра.

Немецкие орудия стреляли несколько дальше, чем артиллерия русского броненосца. Чтобы доставать до неприятеля, командир корабля С. С. Вяземский приказал затопить несколько отсеков и таким образом поднять угол возвышения орудий. В таком положении «Слава» могла поражать ответным огнем линкоры врага.

В 1916 году броненосец подвергся модернизации. На нем был увеличен угол подъема пушек, а также убрана часть кормовой надстройки.

В октябре 1917 «Слава» прикрывала вход в Моонзундский канал. Своим огнем она отгоняла немецкие тральщики и миноносцы. 17 октября броненосец вступил в артиллерийскую дуэль с двумя немецкими линкорами типа «Кениг».

После попадания в русский корабль 5 снарядов, адмирал Бахирев отдал приказ отходить, но из-за большого количества принятой через пробоины воды и малых глубин в канале, «Слава» не могла этого сделать. Чтобы избежать захвата броненосца неприятелем, он был взорван и оставлен экипажем.

Судьба корабля

В 1917-1928 годах со «Славы» латышскими рыбаками и немецкими трофейными командами были сняты многие механизмы и металлические части. В конце 20х годов прошлого века частное общество разделало на металл корабль. Фигура с броненосца сейчас экспонируется в Морском музее Таллина.

Основные характеристики

Водоизмещение: 15 520 тонн.

Максимальная скорость хода: 18 узлов.

Дальность плавания: 2590 миль (4168 км).

Численность экипажа: от 867 до 877 человек.

Вооружение:

· 4 орудия калибра 305 мм, размещенные в двух башнях (по 1 на носу и корме);

· 12 пушек калибра 152 мм, сгруппированных в 6 башнях (по 2 на носу, центре и на корме);

· 20 орудий калибра 76,2 мм;

· 4 пушки калибра 47 мм.

Интересные факты

«Слава» была последним кораблем типа «Бородино». Все его «систершипы» погибли или были захвачены японцами в бою при Цусиме.

10 мая 1907 «Славу» смотрел последний российский император Николай II. Правитель остался доволен великолепной выучкой экипажа корабля.

Компьютерная модель «Славы» показана в фильме «Адмирал».