Атомные поезда России снова в деле.

БЖРК (Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс) – это стратегический ракетный комплекс на базе «обычного» и с виду ничем не приметного товарного либо почтового поезда. Вместе с тем в его вагонах установлены полностью снаряженные межконтинентальные баллистические ракеты, а также то, что осуществляет управление ими (различные технические системы, командный пункт, пункты связи и управления, личный состав – ракетчики РВСН). Стоит отметить, что данные снаряженные поезда полностью сливались с потоком других железнодорожных составов, что делало их абсолютно незаметными и скрытыми для противника. В случае поступления приказа о боевом применении, поезд останавливается и в течение 3-х минут осуществляет полное боевое развертывание. Мощность 30 боевых блоков индивидуального наведения составляет 550 килотонн каждый.

БЖРК
БЖРК

Более тридцати лет тому назад в СССР завершилась программа испытаний данного оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец". В Советском Союзе разработками «Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса» занималось КБ "Южное". Главными же конструкторами были братья Владимир и Алексей Уткины. Самым главным вопросом в начале проектирования и строительства БЖРК был следующий: Каким образом уложить межконтинентальную баллистическую ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в стандартный и с виду ничем не отличающийся от других железнодорожный вагон. При этом по замыслу БЖРК должен был развивать скорость до 120 километров в час. Этот вопрос решили путем создания усиленной ходовой части вагонов. Также была создана система, благодаря которой часть веса перераспределялась на другие вагоны.

БЖРК в советское время постоянно был под пристальным вниманием у иностранных армий и спецслужб в связи с тем, что обнаружить подобный поезд на территории СССР было практически невозможно, а как следствие и определить откуда СССР будет наносить ракетный удар в случает обострения отношений. Этому способствовала большая территория и разросшиеся сети железных дорог. Вместе с тем был один демаскирующий признак – это необычная конфигурация поезда. В связи с большой тяжестью этой «передвижной военной базы» БЖРК тянули сразу три тепловоза. Но и этот признак надо было еще постараться углядеть.

Полноценные испытания ракет БЖРК производились в 80-х годах на космодроме «Плесецк». В общей сложности было произведено около 32-х пусков и 18-ти выходов БЖРК на железные дороги СССР, в рамках которых было пройдено более 450 тысяч километров по всей территории Советского Союза независимо от погодных условий. БЖРК проектировался таким образом, что в автономном режиме мог работать до 30 суток.

На момент распада СССР данная практически полностью реализованная программа с «атомными поездами» была свернута. А в 1993 году Россия согласилась подписать «Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II», который предусматривал утилизацию всех ракет РТ-23, которыми укомплектовывался БЖРК.

В последние годы в силу полной реструктуризации и модернизации Армии России о БЖРК вновь вспомнили. В 2013 году в прессе появилась информация о тотальном возрождении данных комплексов на новой технологической основе. В июле 2017 года Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию абсолютно новых БЖРК "Баргузин". Но и тут по итогу оказалось не все так гладко.

Как сообщает ТАСС, "атомный поезд" не попал в программу по финансовым соображениям. Ссылаясь на источник в ОПК, агентство информирует о том, что в качестве альтернативы было принято решение по проектировке межконтинентальных баллистических ракет "Сармат" и "Рубеж". Но было отмечено, что БЖРК "пожертвовали" временно. Проект уже практически готов и протестирован.

Чем же «Сармат» и «Рубеж» так заинтересовал военное руководство? Об этом мы расскажем в следующих статьях!