Как шла эвакуация заводов в 1941 году?

31.03.2018

Эвакуация
Эвакуация

Когда говорят о войне, на ум сразу приходят танки, самолеты, солдаты, идущие в бой. Но не каждый припомнит, что технике нужна сталь, двигатель, пушка, а солдату - винтовка и граната. Для их производства имелись огромные производственные и экономические мощности. По иронии судьбы в начале войны основная их часть находилась на западе страны, вблизи линии фронта. Требовалась срочная эвакуация.

Уже на третий день войны был создан Совет по эвакуации. Ему предстояло совершить уникальную операцию, равных которой в истории не существует. Самым важным было спасти танковые, авиационные и моторостроительные предприятия. За вторую половину 1941 года поездами было перевезено оборудование и цеха 2593-х предприятий. Безумная цифра. Более того, полторы тысячи из них считались крупными, выпускавшими тяжелую продукцию.

Карта эвакуации заводов
Карта эвакуации заводов

Советские люди прекрасно понимали значимость эвакуации, поэтому подошли к делу ответственно. И за 3 месяца уже было перевезено чуть более 1300 предприятий.

Теперь более конкретные цифры. Больше всего эвакуировано со следующих территорий: Украина (550 предприятий), Белоруссия (109), Подмосковье и столица (498), Ленинград (92). А куда все везли? На восток. Больше всего на Урал, который на сегодняшний день считается стальным сердцем России. Сюда прибыло 667 предприятий. В Среднюю Азию (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан) перевезено 308 заводов и цехов. В Сибирь и Поволжье в среднем по 200 предприятий.

Эвакуированное оборудование на новом месте под открытым небом
Эвакуированное оборудование на новом месте под открытым небом

Теперь примеры. Знаменитый Тульский оружейный завод начал свою эвакуацию в октябре 1941 года из-за угрозы захвата Москвы. К ноябрю основные оборудования и цеха были перевезены в Медногорск, что около Оренбурга, а в январе работали уже все цеха. Расстояние между городами - 1700 км.

Дорогая из Тулы в Медногорск
Дорогая из Тулы в Медногорск

С заводом прибыло всего 6 тысяч человек, но рабочие из местного населения пополнили состав до 12 тысяч. В мае 1942 года, когда угроза захвата столицы миновала, часть завода начала возвращаться обратно в Тулу. В том же году, летом, в Ижевске был основан механический завод, находящийся там по сей день. Он состоял из цехов Тульского и Подольского заводов. Всю войну Ижевский механический поставлял на фронт стрелковое вооружение для солдат. Одних только пистолетов с 1943 года было выпущено 1 млн. 300 тысяч.

Любителям танков будет интересно узнать, как шла эвакуация танкового производства. Так, цеха Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ), с 1939 года производившего КВ-1,отправились на Челябинский тракторный завод. К тому времени он уже являлся крупным промышленным центром Урала. Вскоре развернулось производство тяжелых танков. Ленинградский завод №174, производивший легкие Т-26 и Т-60, эвакуировали в Омск. Здесь его объединили с местными мощностями и вскоре наладили выпуск Т-34.

Расстояние - 2500 км по обычной дороге
Расстояние - 2500 км по обычной дороге

Сложной была ситуация с Харьковским заводом. Немцы активно захватывали Украину, а рабочие рвались на фронт. Но все же производство сумели переместить в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод. Сюда же прибыли цех из Мариуполя.

Сборка Т-34-76 в Нижнем Тагиле на базе эвакуированных заводов
Сборка Т-34-76 в Нижнем Тагиле на базе эвакуированных заводов

Рабочие с заводом преодолели расстояние примерно такое же, как и ЛКЗ до Челябинска - 2300-2400. Стоит учесть, что данные величины указаны для обычных дорог. Расстояние и время в пути по железной дороге обычно дольше, а с таким грузом это настоящее испытание. Например, для эвакуации металлургического завода "Запорожсталь" потребовалось 8 тысяч вагонов. Общее количество задействованных вагонов - 1,5 миллиона.

Эвакуация коснулась не только заводов военного значения. Колхозное имущество (живность, продовольствие, техника), легкая промышленность, гидроэлектростанции (!), в общем, всего не перечислить. Перевозили культурные ценности: скульптуры, картины, прочие, целые музеи и театры. И конечно же, ехали люди, те, кому предстояло заново отстроить заводы, запустить их и начать давать продукцию. На них легла вся тяжесть эвакуации. С заводами переехало около 17 миллионов человек.

Эвакуация людей и имущества
Эвакуация людей и имущества

Итогом скажем, к середине 1942 года советская промышленность полноценно развернулась на новых местах и смогла показать, какая она на самом деле, переломив ход войны.
Также почитайте наш материал о том, почему все танки до 30-ых годов имели "хвост" и о сверхтяжелом КВ-6.

Важно! Обязательно посетите наш канал, есть много интересного. Также поддержите данный материал лайком и подпиской, для нас это очень радостно и важно. До новых встреч!