Почему все танки до 1930-ых годов имели хвост?

30.03.2018

На самой заре танкостроения порой появлялись весьма интересные решения, с которыми пришлось столкнуться только что рожденным танкам-младенцам.

Самый первый танк классической компоновки создали французы - это Renault FT 1917 года. Более того, впервые была применена вращающаяся башня. Самый удачный танк Первой мировой. Но нас интересует совсем другое, особая деталь - хвост. Использовался он до середины 30-ых годов.

Уцелевший со времен войны Рено ФТ 17
Уцелевший со времен войны Рено ФТ 17

Как вы думаете, для чего он? Для прицепов? Место под амуницию? А пока вы думаете, устройство и танк расходятся по миру как горячие пирожки. США купили лицензию и производили Six-ton Tank M1917 (6-тонный танк М1917, или же Форд-двухместный). В войне участия не принимали, однако до конца 30-ых годов использовались как учебные в Америке, Канаде и Великобритании. В Российской Империи был "Русский Рено", собиравшийся на основе трофейных оригиналов. Итальянцы сконструировали Fiat 3000. Но одно оставалось неизменным - хвост.

Теперь о его функции . Она не очевидна в современных реалиях. Нынешние танки могут преодолеть практически любое препятствие, в отличии от своих прародителей. Танки до середины 30-ых годов отличались короткой базой, поэтому преодоление окопов, крутых холмов, валка небольших деревьев вызывали особые трудности. А именно: танк мог либо провалиться в окоп задней частью, не проехав до конца, либо вовсе перевернуться, если это дерево или крутой склон. Для решения этой проблемы необходимо было увеличить опорную поверхность машины.

Французский FCM-2C, длина которого была 10 метров, был самым проходимым танком своего времени. А с хвостом мог переходить через рвы длиной 4 метра
Французский FCM-2C, длина которого была 10 метров, был самым проходимым танком своего времени. А с хвостом мог переходить через рвы длиной 4 метра

Хвост поддерживал танк сзади, пока тот висел над окопом или заваливался на крышу, позволяя центру тяжести успеть сместиться вперед. Устройство представляло собой обычные снимаемые полозья длиной около метра. И да, во время марша их могли оставить, чтобы использовать как багажник или место для пассажира.

Присмотритесь: хвост не дает танку сползти в траншею. Без хвоста он бы откатился до дна окопа, откуда бы уже не вылез из-за маломощного двигателя
Присмотритесь: хвост не дает танку сползти в траншею. Без хвоста он бы откатился до дна окопа, откуда бы уже не вылез из-за маломощного двигателя
Еще один пример пользы хвоста: танк только на нем и держится
Еще один пример пользы хвоста: танк только на нем и держится

В СССР предложили новую идею: добавить "нос". Для испытаний был выбран МС-1, который получил прозвище "носорог". Вот вам пример, как он выглядел, и какую проблему устройство должно было решать:

МС-1 с "носом" и застрявший Рено
МС-1 с "носом" и застрявший Рено

"Нос" должен был первым опираться на противоположный край траншеи, не дав провалиться лбом в яму. Лично мне кажется, устройство перекрывало обзор механику-водителю и было крайне неудобным. Тем более, тяжелый двигатель сзади мог удерживать нос танка над ямой.

Последним танком, использовавшим хвост, был французский Renault R35, выпущенный в 1936 году. К концу 30-ых танки увеличиваются в размерах, становятся мощнее, а война утрачивает окопный характер. Надобность в хвосте отпала.

Захваченный немцами Рено Р35, 1942 год, Югославия
Захваченный немцами Рено Р35, 1942 год, Югославия

Хотите знать больше о танках? Заходите к нам на канал, много интересного и познавательного.

Поддержите лайком и подпиской, это очень важно для нас. В ответ получите ежедневные материалы прямо в вашу ленту. Всего хорошего!