Зачем немецкому ракетному истребителю пропеллер?

Приветствую, новые и постоянные читатели. От винта!

Скорее всего. вы знаете о первых реактивных немецких самолетах Второй Мировой. Среди разработок особенно выделяется Messerschmitt Me.163 Komet.

Выживший Me.163. Источник: acesflyinghigh.wordpress.com
Выживший Me.163. Источник: acesflyinghigh.wordpress.com

Это ракетный истребитель-перехватчик, и летал он на жидкостном ракетном двигателе. И он такой единственный, бывавший в боях. Мы пройдем мимо интересной истории машины, плюсов и минусов ракетного двигателя, а взглянем на одну маленькую интересную деталь.

Ме.163B-1, все внимание на нос, Косфорд, Британия
Ме.163B-1, все внимание на нос, Косфорд, Британия

Да, это пропеллер / винт / турбина, можете называть как хотите, суть не в этом. Это генератор переменного тока. Ракетный самолет был настолько ультратехнологичным, что ему неоткуда было взять энергию для раскручивания электрогенератора бортового оборудования (хех). Не было у Кометы вращающихся турбин, компрессоров, ничего подобного. Поэтому за всех крутился маленький пропеллер - под потоком набегающего воздуха.

Однако некоторые утверждают, пропеллер создавал звук, чтобы не было слышно плача пилотов.

Однако не стоит считать, что это новаторское изобретение немцев. Например, на итальянском предвоенном трехмоторном бомбардировщике Sparviero он тоже имеется.

Видите маленький пропеллер справа от кабины пилота? Кадр из игры WarThunder
Видите маленький пропеллер справа от кабины пилота? Кадр из игры WarThunder

Непонятно, что мешало сразу избавиться от данного генератора. Среди фанатов авиации ходит шутка, что да, каждый из трех двигателей имеет генератор, но они используются для питания бортовой кофе-машины (и разогрева пиццы).

Также интересно, что уже после войны на реактивном F-4 Phantom подобная штуковина питала пулемет. Как и другие истребители того времени, Фантов не имел пушечного вооружения, но Вьетнам изменил планы. Не было времени перепроектировать F-4, поэтому для 20-мм Вулкана использовали надежный источник питания.

F-4 Phantom II
F-4 Phantom II

Отходя от темы, стоит отметить, что на современных самолетах подобная штуковина тоже имеется и называется она аварийной авиационной турбиной, на английском - ram air turbine (RAT). Как понятно из названия, используется RAT только в чрезвычайной ситуации. В случае потери как первичных, так и вспомогательных источников питания, именно RAT будет питать жизненно важные системы. Все остальное время пропеллер скрыт в фюзеляже или крыле. В периоде между потерей мощности и развертыванием RAT использует батареи.

Пассажирский Airbus А380
Пассажирский Airbus А380

Например, на лайнере А380 самый большой RAT - 1,63 м в диаметре, но куда популярнее 80 см. И да, пришли они в гражданскую авиацию именно из военной.

На этом всё. Если у вас есть дополнения и замечания, пишите в комментариях (только адекватно, пожалуйста, баномёт заряжен).

Также можете почитать, зачем самолетам на носу игла.