Метро, бомбоубежище и пневмопочта

30.03.2018

В Кремле прежде располагался кабинет генерального секретаря ЦК КПСС, поскольку именно здесь по четвергам проводились заседания Политбюро. Здесь же находились кабинеты председателя Совета министров и его заместителей.

Основное рабочее время генеральный секретарь проводил в здании на Старой площади. И хотя от Кремля до Старой площади рукой подать, возникла острая необходимость в оперативной связи. Не гонца же было посылать. Тогда-то и была создана так называемая пневмопочта, за изобретение и внедрение которой зав. общим отделом ЦК К. М. Боголюбов получил Ленинскую премию. Действовала она очень просто: проект постановления ЦК или указа закладывался в специальную капсулу, выстреливался — и через две минуты текст был уже в Кремле.

Естественно, эти два здания соединяет не только пневмопочта, но и подземная линия так называемого кремлевского метро, построенного еще при Сталине. На самом деле это скорее трамвайчик, и не могу сказать, что на нем очень уж комфортно ездить. Назначение этой подземки — в экстренном случае эвакуировать людей из Кремля и со Старой площади, поскольку дальше она ведет в Волынское, на Ближнюю дачу.

В настоящее время кремлевское метро никак нельзя назвать транспортной артерией, и, насколько мне известно, для ее дальнейшей эксплуатации требуется капитальный ремонт: ведь, помимо прочего, там проходит множество подземных коммуникаций, которые со временем ветшают.

При Сталине в Кремле было построено и бомбоубежище, расположенное под его квартирой и имевшее два выхода. Руководил строительством Л. М. Каганович. Рассказывают, что осенью 1941 года во время воздушной тревоги Сталин туда спускался и даже принимал там некоторых военачальников.