Свадебное платье, роскоши которого позавидовали бы сегодняшние звёздные невесты

5 April

Когда таблоиды публикуют информацию о стоимости «звёздных» свадебных платьев, от количества нулей начинает рябить в глазах — речь идёт о сотнях тысяч [рублей], а то и о миллионах. Дизайнеры с мировым именем, дорогие ткани, ручная вышивка...

Но куда им до последней российской императрицы Александры Фёдоровны! Вот уж к чьему платью никогда не возникло бы претензии «что тут может столько стоить». Если бы, конечно, кто-то тогда вообще осмелился задаваться подобными вопросами)

Спойлер: в конце статьи — про плохую примету, связанную с роскошным подвенечным нарядом Аликс. Так сказать, комплимент для тех, кто дочитает ;)
Туксен Лауриц Регнер «Бракосочетание Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны»
Туксен Лауриц Регнер «Бракосочетание Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны»

Начнём с того, что особого выбора в вопросах фасона и декора платья у будущей царицы не было — всё это строго регулировалось указом императора Николая I. И этот документ предписывал женщинам дома Романовых венчаться и короноваться в серебряных платьях с вышивкой, длинным шлейфом и распашным рукавом. Визуально наряд должен был напоминать русский сарафан в современном исполнении. Эти платья в знатных кругах даже в шутку называли «императорскими доспехами».

Весило свадебное платье Александры Фёдоровны 9 кг 700 г. Вес оправдывает прозвище наряда, правда? Настоящие латы!

Создательница платья [как сейчас сказали бы, дизайнер] — Ольга Бульбенкова, хозяйка одного из первых настоящих ателье в России.

Платье сшито из дорогого серебряного глазета — это такая разновидность парчи, которую ткали с добавлением расплющенной серебряной проволочки. Серебром же выполнена и обильная вышивка — это очень мелкая и кропотливая работа. Посмотрите, платье буквально полностью заткано цветочными мотивами — лилии, розы, листочки да завитушки:

Вышивка объёмная за счёт того, что цвета выполнены не просто нитью, а серебряной проволокой
Вышивка объёмная за счёт того, что цвета выполнены не просто нитью, а серебряной проволокой

Длинные рукава платья отделаны пухом — но не привычным лебяжьим, а птицы марабу.

Ну и для полноты образа — длина шлейфа 340 см.

Думаете, тяжко было Александре Фёдоровне тащить на себе без малого десять килограммов этого серебряного шедевра? А ведь платьем её наряд не ограничивался — к нему прилагалась горностаевая мантия, которая весила 13 кг.

Здесь тоже использован глазет, на сей раз золотой, и золотая же вышивка.

Итого на будущей императрице в день свадьбы было надето 23 килограмма золота, серебра и меха [не считая веса драгоценностей]. А если вернётесь к началу статьи и ещё раз посмотрите на картину, то увидите, что «хвост» наряда поддерживают четверо придворных кавалеров. Для этого с внутренней стороны шлейфа предусмотрены специальные ручки — очень хитро)

Сколько мог стоить этот шедевр, трудно даже представить. Но, думаю, мало какая из современных поп-див бы потянула такой ценник.

Ну и обещанный комплимент для тех, кто дочитал)

У невест дома Романовых была старая традиция, которой не изменял никто — подвенечные платья после свадьбы передавались в дар церкви. Точнее, жертвовали свои наряды на нужды духовенства многие дворянки, но для женщин из царской семьи это было обязательным правилом. Зачем церкви были нужны эти тряпки? Всё просто, если вспомнить праздничные облачения священнослужителей. Да-да, бальные юбки из неимоверно дорогой парчи перекраивали на ризы. Например, вот так:

Но Аликс наплевала на эту традицию и решила оставить драгоценный наряд себе. Набожный двор не просто посчитал это возмутительным, но и заговорил о плохой примете.

И все мы знаем, что закончилась история. Хотя, конечно, вряд ли дело было в платье...