12 December 2019
28k story viewsUnique page visitors
20k read the story to the endThat's 72% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Из областей, граничащих с Московской, Тверская – самая крупная, самая дикая, самая бедная и самая интересная (ладно, ладно, самая интересная - Ярославская), а Тверские леса скрывают немало удивительного.

В минувшие выходные 7-8 декабря 2019 года мы отправились изучать заброшенные усадьбы и не только в Вышневолоцкий и Торжокский районы Тверской области.

Маршрут: г. Москва – усадьба Ивановское – г. Вышний Волочёк – с. Арпачёво – усадьба Никольское-Черенчицы – г. Тверь (ночёвка) – г. Москва. Всего накатали порядка 750 км.

Усадьба Ивановское

До самой дальней локации – усадьбы Ивановское – 350 км, совсем не ближний свет! А что касается света, то его в декабре совсем немного, а уж тем более в пасмурную погоду - в четвертом часу уже сумерки. Плюс ко всему, с нами путешествует годипятимесячный пассажир, и у нее есть свой режим. Поэтому мною заранее был разработан план, которого мы строго придерживались, чтобы всё успеть.

Саша и погреб-пирамида в усадьбе Никольское-Черенчицы

Выезжали из Москвы мы в 6:00, по трассе М-11 за 3,5 часа доехали до Вышнего Волочка. Саша всю дорогу проспала,и я бы тоже с удовольствием всю дорогу проспала, но водитель у нас пока один (это я, да). Когда мы увидели в Волочке указатель на Макдоналдс, стало очевидно, что без кофе и блинов дальше ехать никак невозможно, а тут как раз и Саша проснулась.

В общем к 10:30 прибыли в усадьбу Ивановское (она же усадьба Сназина, она же Ивановское-Овсеево, она же заброшенный дом отдыха Голубые озера, координаты 57.769738, 34.906067).

Главная достопримечательность усадьбы - дом-дворец, построенный в 1912 году в стиле модерн с мавританско-готическими чертами.

Путешествие по Тверской глухомани: заброшенные усадьбы и не только

Дом потрясающей красоты пребывает в крайне аварийном состоянии. Внутри обрушились уже практически все перекрытия. И всё это более чем грустно...

После революции в усадьбе располагался дом престарелых, затем детский дом, потом свиносовхоз «Коммунар», а с 1938 года - дом отдыха «Голубые озера». Сейчас в усадьбе располагается тлен, разруха и безысходность. Охраны нет, как нет и намека на реставрацию.

Территория усадьбы/дома отдыха немаленькая, кое-как сохранились флигели, советские деревянные и кирпичные корпуса, пара мостов, в т.ч. и подвесной, прекрасные каменные львы и памятник Ленину.

Листайте -->Путешествие по Тверской глухомани: заброшенные усадьбы и не только

Усадьба нам очень понравилась и хотелось осмотреть всё-всё-всё, но помним про график. А в Ивановское мы с мужем решили приехать еще разок.

Путешествие по Тверской глухомани: заброшенные усадьбы и не только

В 12:00 мы заехали посмотреть масштабный Дом культуры (г. Вышний Волочек, ул. Советская напротив дома 12). Вроде как, он заброшен, но я читала в интернетах, что в нем ещё располагаются какие-то кружки.

Также в интернетах пишут, что здание собираются сносить, мол в аварийном состоянии. По такой логике половину Вышнего Волочка надо сносить...

Посмотрите громадина какая
В правой части фотографии не какой-то дом, а всё еще этот ДК
Да не снесут его - банально денег на найдут, так и будет стоять и разрушаться
Улицы Вышнего Волочка
Посмотрите громадина какая
Барельефы на колоннах ДК

Вот разве что Казанский монастырь порадовал своим ухоженным внешним видом.

Путешествие по Тверской глухомани: заброшенные усадьбы и не только

На этой ноте с Вышним Волочком мы прощаемся и в 13:00 отправляемся в Арпачёво и Никольское-Черенчицы. Дорога до туда занимает 1,5 часа, как раз достаточно чтобы ребенок выспался. Обедать пришлось в пути, хорошо что мы заранее купили салаты и роллы и взяли термос с чаем.

В 14:30 доезжаем до с. Арпачёво. Село интересно Казанской церковью и колокольней, построенными по проекту архитектора Н.А. Львова. Колокольню за ее весьма необычный внешний вид даже называют "маяк христианства". Когда-то Арпачёво было имением Львовых, но от имения остался лишь этот скромный ансамбль.

А всего в трех километрах от Арпачёво находится усадьба Львовых Никольское-Черенчицы.

Храм-усыпальница Львовых, на двери решётка, внутри пустота

Этот интересный храм-ротонда также авторства Н.А. Львова. В подземной части храма находилась родовая усыпальница Львовых, в цокольном этаже  — тёплая Никольская церковь, над ней — белоколонная ротонда — храм Воскресения.

Путешествие по Тверской глухомани: заброшенные усадьбы и не только

Также Львовым была построена необычная трехъярусная пирамида-ледник. Которая, к сожалению, тоже была закрыта.

Прямо возле этой пирамиды красуется будка охранника, но без охранника (а то мы бы конечно попросили посмотреть пирамиду внутри).

Да и нечего тут уже охранять...

Остатки усадебного дома

На этом наша субботняя поездка заканчивается, мы едем на ночевку в Тверь, по дороге сделав еще пару кадров Тверской безысходности.

Знак в поле... В поле!!!
Интернат
Мимо этих наличников проехать я не смогла
Краска более-менее свежая, а вот крыша провалилась
Знак в поле... В поле!!!
Бывший магазин и телефонная будка в тон

А еще в этих краях находится интересная усадьба Знаменское-Раёк также авторства Львова; этнографический музей Василёво; разумеется, сам г. Торжок и даже небольшой водопадик. Почитать об этих достопримечательностях можно здесь и здесь.

Ну а мы в 17:00 уже были в Твери и заселились в Арт Лофт. Классная квартирка с отдельной спальней и раскладным диваном в гостиной. Кому интересно, ищите на Букинге.

Арт Лофт, Тверской пр., 13
Путешествие по Тверской глухомани: заброшенные усадьбы и не только
Арт Лофт, Тверской пр., 13Путешествие по Тверской глухомани: заброшенные усадьбы и не только

А о воскресной прогулке по Твери напишу, пожалуй, отдельно.

__________

Еще о поездках по Тверской области:

г. Кимры: остатки былой роскоши и общая безысходность

Загадочный шар в лесу

Блеск и нищета Твери

Карельские пейзажи в двухста км от Москвы

Выходные с ночёвкой в пещере зимой

Торжок и окрестности

__________

Буду рада Вашим комментариям, лайкам и подписке.

Все фотографии сделаны мной, отчеты написаны на основе личных впечатлений.