Подземный уровень Брестской крепости

5 January

Развитие подземных коммуникаций в Брестской Крепости в начале XX века по началу была самодеятельностью коменданта крепости, но затем эту тему перехватили по всей видимости секретные службы Российской Империи. Эти выводы можно сделать по следующим фактам. В мае 1913 года в Брест-Литовскую крепость прибыл проверяющий из Инженерного управления Военного министерства полковник Анатолий Миллер, который обнаружил просто вопиющие факты исчезновения крупных денежных сумм, большого количества металлического прута, чугунных плит и почти полутора тысяч кубометров бетона.

Подземный уровень Брестской крепости

Российские императоры не раз бывали в Брест-Литовске

Подземный ход для тайной эвакуации

Никто из руководства строительными работами не мог дать никаких разъяснений. О крупном хищении полковник Миллер телеграфировал в столицу империи непосредственно начальнику Инженерного управления великому князю Петру Николаевичу Романову. Анатолий Миллер был тщеславен, мечтал о генеральских погонах и считал, что выявление хищений при реконструкции устаревшей крепости в Брест-Литовске послужит огромным скачком для его карьеры.

Жандармы из Петербурга в крепость прибыли спустя двое суток, после телеграммы в Санкт-Петербург, что по тем временам было поразительной скоростью.

К удивлению встречающих на литерном поезде прибыл генерал по особым поручениям при великом князе Петре Николаевиче, генерал-майор Евдокимов и начальник штаба отдельного корпуса жандармов генерал-лейтенант Залесский.

Этот неожиданный визит поставил точку в проверке использования государственных ассигнований на строительные работы в крепости. И дело тут не в коррупции Инженерного управления, под крылом двоюродного дяди русского царя, как злобно писала местная либеральная пресса летом 1913 года. По инициативе Министерства императорского двора в городе Брест-Литовске должна было создана сеть подземных коммуникаций, ведущих с так называемой императорской платформы железнодорожного вокзала, прямо в дом коменданта крепости.

Подземный уровень Брестской крепости

Жандармы следили за строительством

Такой тоннель создавался для скрытого передвижения членов царской семьи прямо с поезда в крепость. Второй подземный ход, должен был по мнению российских военных инженеров соединить крепость со строящимся фортом «Граф Берг».

Подорванный немцами и восстановленный поляками

К началу Первой Мировой войны большая часть работ было уже выполнена. Немцы, захватившие Брест-Литовск даже планировали закончить подземные строительные работы, но начатая немецкая революция, разрушила все планы. Единственное, что они сделали — это подорвали частично подземный тоннель.

Поляки пытались провести расчистку тоннелей силами советских военнопленных, содержавшихся в лагере, который находился на территории Брестской крепости. Но тяжелые условия сделали из пленных бойцов Красной Армии людей не способных заниматься тяжёлым физическим трудом.

Во время буржуазной Польши было несколько попыток расчистить эти бетонированные подземные коридоры, но затраты были неподъемные для гарнизонной военной казны, которая практически вся уходила на восстановление казарменного фонда в крепости. Во время визита в 1931 году маршала Пилсудского, командование 9 полка тяжёлой артиллерии показало главе Польской Республики, ведущий из форта Сикорского( бывший » граф Берг»), взорванный тоннель в направлении крепости.

Подземный уровень Брестской крепости

Строительство царского хода контролировал дядя императора

Первый польский маршал дал указание силами саперов гарнизона и безработных очистить царский подземный ход. К сентябрю 1939 года это ход, возможно, не был полностью очищен, но совершенно точно он подходил для скрытого передвижения. На вокзале поляки, занятые реконструкцией вокзала, систему подземных коммуникаций восстанавливали выборочно. С присоединением Брест-Литовска к СССР, коммуникациями заинтересовалось НКВД. При штабе 60-го полка по ОЖДС НКВД был сформирован специальный отдел, занимавшийся подземными коммуникациями, которому оперативно подчинили один взвод 5 роты. Но о законсервированных тоннелях подземного уровня Брестской крепости летом 1941 года статья пишется. Поэтому здесь мы этой темы касаться не будем.

Подземный уровень Брестской крепости

Высшие чины жандармерии приехали в Брест-Литовск

Экскурсия для маршала Тимошенко

После войны, во время поездки Сталина, через Брест в Потсдам большинство найденных входов и лазов опять были замурованы и взорваны, хотя во время оккупации гитлеровцы изрыли остров цитадели как черви, что-то усиленно искали на территории именно центрального острова.

Как вспоминал водитель 1-го секретаря Брестского обкома компартии Василия Чернышева, знаменитого партизанского «Батьки Платона», осенью 1946 года, когда бывший партизан только принимал дела в город приехал маршал Советского Союза Семен Тимошенко. В то время бывшего наркома обороны Сталин переводил с западного Барановического военного округа на Урал.

Подземный уровень Брестской крепости

Подземный тоннель соединял вокзал и крепость

Партизанский генерал-майор и маршал вместе осматривали разбираемую на кирпичи Брестскую крепость. Командир инженерного полка показал большой провал в район нынешнего штыка, где на глубине более двух метров, был разбитый свод из красного кирпича. Подсвечивая трофейными электрическими фонариками, несколько человек с маршалом и секретарем обкома спустились вниз. По воспоминаниям шофера, который вместе с адъютантом маршала сопровождал их с автоматами, прошли почти 200 шагов и наткнулись на развилку, где лежали останки бойца-пограничника и ржавая винтовка Токарева.

Дальше идти не рискнули, обыскали истлевшую одежду и кости но медальон не нашли. Маршал приказал собрать кости и перезахоронить. Но на него это произвело впечатление. Возможно поэтому Тимошенко, возглавивший после 1949 года снова военный округ в БССР, еще не раз посещал Брестскую крепость, и выступил инициатором создания музея обороны….

Читайте также

Смотрите также