Как отмечают День Рождения алтайцы?

Праздники алтайцев — знаменательное торжественно обставленное действие с обрядами, которые отражают уклад жизни, бытовые нормы или обычаи рода, семьи.

Проведение обряда освящения огня с ритуалом исполнения алкышей (благопожеланий), и угощением огня — непременный пункт сценария алтайских национальных праздников. Духа огня просят, чтобы он продолжал оставаться покровителем семьи, оградил от сглаза и злых языков, оставался на страже семейного благополучия. Эта традиция сохраняется в настоящее время.

Алтайцы испокон веков соблюдают праздники жизненного (семейные) и календарного цикла. Праздники жизненного цикла связаны с основными моментами жизни человека: рождением и созданием семьи. Третий момент жизни человека – смерть, предполагающий похоронный обряд.

Итак, как алтайцы отмечают день рождения?

Традиционно это было так. Рождение ребенка алтайцами отмечалось без пышного празднества, забивался молодняк крупного рогатого скота или овец, это зависело от благосостояния семьи. Собирались родственники, ребёнку давали имя. В семьях, где новорожденные не выживали, ребенку давали некрасивое имя, чтобы оттолкнуть от него Эрлика (владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых), если не выживали мальчики, то дырявили ухо и надевали серьгу. Тут можно привести известный пример: основоположнику алтайской литературы П.В. Кучияку при рождении дед, продырявив ухо, надел серьгу и дал имя Ийт-Кулак (Собачье ухо). Имя Павел будущий писатель получил при крещении. В настоящее время детям выбирают красивые имена.

Алтайцы впервые праздновали день рождения ребенка по исполнении ему одного года. Обязательным угощением был перловый суп с мясом, чаще с бараниной, и праздник назывался «койу кочо» (густой перловый суп). Праздник был забыт в советские годы, в настоящее время восстановлен. Его называют еще «чач кезери» (отрезание волос), так как в этот день перед подачей супа проводится обряд отрезания первых волос ребенка с произношением алкышей. Этот обряд совершает дядя малыша, родственник по материнской линии, или кто-то из родственников матери. Иногда делают путы на ногах ребёнка. Дядя отрезает путы. Согласно представлениям алтайцев, всё это ограждает ребенка от неприятностей, содействует здоровью ребенка и его матери, благополучию его в предстоящей жизни.

Интересно, что такой же обряд отрезания волос соблюдается крымскими татарами; исходя из того, крымские «степняки» («ногайцы») считаются потомками кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды, можно судить о древности обряда алтайцев.

А в дальнейшем алтайцы не праздновали день рождения, традиционно скромно отмечали день рождения только в 12 лет, в 24 года, в 36 лет, и т.д, то есть в свой год по 12-летнему календарному циклу. В связи с этим, у алтайцев особое отношение к животному своего года рождения, которого они почитают и не «обижают». Сегодня такая традиция забывается, алтайцы устраивают европейское, светское празднование дня рождения, особенно пышно отмечая юбилейные годы.

У алтайцев также есть и свои национальные праздники, которые подчинены хозяйственному циклу. Единица измерения времени состоит из двух больших циклов: холодного и теплого. В календарных праздниках наиболее значимыми считались обрядовые праздники, определявшие начало и конец сезона. Так, в начале лета, в период новой луны, обязательным был обряд «дьажыл бюр» — «зеленая листва», а также — «благословение Алтаю». В осенний период совершался обряд «Сары бюр» — «желтая листва». Он, как и в начале лета, осуществлялся с целью спускания благосклонности духа Алтая, от которого зависели благополучие и удача в течении зимнего периода.

Проводился Новый год по лунному календарю — «Чага-Байрам». Здесь также совершается обряд «Благословение Алтаю». Люди радуются приходу скорой весны, нового цикла календарного года. Особенно важен приход нового года тем, кому исполняется 12, 24, 36, 48, 60, 72 лет, для них приходящий год — год испытаний.