Свадьба по-алтайски

14.04.2018

Большой семейный праздник — свадьба. Раньше у алтайцев было принято купить невесту, заплатив калым или похитить, существовал брак по предварительному сговору родителей. Когда девушке исполнялось 10-12 лет, родители жениха приезжали с подарками, напоминая о сговоре. До совершеннолетия невесты из дома жениха в жилище невесты направлялись меха, кожа, различные материалы для пошива женской одежды, постельных принадлежностей и прочее. Из них готовилось приданное невесты.

Сейчас этот обычай по хищению утратил свою актуальность, хотя имеет место быть, по согласию девушки.

Перво-наперво

Запрещается женитьба молодых людей из одного сеока (родовой семьи). При знакомстве они обязательно должны узнать сеоки друг друга и развивать отношения, если принадлежат разным сеокам. Женитьба на «родне» — недопустимый позор и табу.

Сватовство

После того, так молодые люди договорились пожениться и сообщили об этом родным, начинаются свадебные действа. Конечно же, в первую очередь проводится сватовство. Сватовство (кудалаш) – это приход членов родни жениха к родителям невесты просить руки их дочери. Обряд присутствует у всех народов, у алтайцев имеются свои национальные особенности. Сваты берут с собой сосуд с молоком, повязанный сакрально лентой из белой ткани (jалама), с молочной водкой (аракы), чай, еду из национальной кухни. Сосуд с молоком предназначен для матери невесты, дядя по матери или старший брат, дядя по отцу несет ташаур с аракой, делает обход по солнцу три раза (если их принимают в аиле, то вокруг очага). Все принесенное с собой сваты вручают родителям девушки, преклоняют колени перед ними и исполняют песню сватовства с просьбой руки девушки. Родители девушки, давая согласие, назначают шаалта, своеобразный выкуп за девушку, свой шаалта делают и другие родственники, к которым по слову родителей девушки сваты идут сватать собравшуюся замуж. В число таких родных входят дедушка с бабушкой, дяди, тёти, старшие живущие отдельной семьёй братья. Количество таких домов бывает разным, например, в Усть-Канском районе могут назвать до 30-40 домов. В последнее время имеет место тенденция к тому, что родители невесты собирают родственников для сватовства в одном месте.

День свадьбы

После того, как обойдены со сватовством все дома, назначается день свадьбы. В настоящее время молодые исполняют на свадьбе сразу два обряда – традиционный алтайский и официальный светский. Святость действий традиционного алтайского свадебного ритуала привлекает по продуманности, и молодые люди проходят его с желанием и трепетом. Над аилом, где проходит той – свадьба, устанавливаются ветки культового дерева – березы. Невеста проходит обряд заплетания волос в две косы, что меняет её социальный статус. Волосы с двух сторон заплетают жена старшего брата или дяди со стороны отца и жена дяди со стороны матери (jенелери).

Неотъемлемым атрибутом свадьбы был «кöжöгö» – белый занавес размером 1,5х2,5 — 3 метра, края которого окаймляют шёлковые кисточки – обереги, парчовые ленточки, как символ доступа счастья для новобрачных. Кöжöгö привязывали к двум березкам, срезанным утром с восточной стороны склона горы, всё это обязательно сопровождалось обрядом благословения. На невесту надевали чегедек — одежду замужней женщины, конусообразную шапку, вели её в свадебный аил позади кöжöгö.

Молодожены выполняют обряд поклонения огню, присутствующие на свадьбе поздравляют и говорят благопожелания.

Пение

Каждое действие на свадьбе сопровождается исполнением песен соответствующего обряда, т.е. исполняемых при сватовстве, во время заплетания волос в косы, во время сопровождения невесты в дом жениха на место свадьбы, во время самой свадьбы и т.д. Регламентировано исполнение конкретных алкыш-кожон (песен-благопожеланий) тем или иным родственникам, и, наоборот, теми или иными родственниками, например, матерью невесты - дочери, племянником своему таайы – дяде по матери и т.д.

Белкенчек

Второй день свадьбы проводится на стороне невесты и называется белкенчек – невестин день. Основное событие этого дня — выкуп роднёй жениха приданого невесты. Каждый вручает предметы шаалта тому родственнику, который его сделал, таким образом выкупается приданое невесты родными жениха.

Белкенчек — в переводе означает бедренную часть туши животного. Белкенчек привозят родители жениха родителям невесты в знак благодарности за то, что мать, девять месяцев носившая в себе дочь, отдаёт ей силы, часть себя. Бедренную часть варят целиком, не измельчая, это может быть и конина, или баранина. Белкенчек доставляют дядя по матери жениха, родители и другие родственники в чётном количестве.

В случае, если родители вступающих в брак проживают в одном населенном пункте или в соседних, белкенчек проводится в один день со свадьбой; а в других случаях - на другой день. На свадьбе родители невесты не присутствуют, они готовятся к белкенчеку у себя дома, приготовив угощение и собрав приданое дочери, с родственниками ждут приезда новых родственников.

Дядя по матери или старший брат жениха выкладывают белкенчек перед матерью невесты, после того, как родители отведали мяса, им вручают шаалта, Родители невесты надевают на зятя свой подарок — национальную шапку. Перед началом угощения они и другие родственники устраивают выкуп стороной жениха приданого невесты путем исполнения песен, плясок, шуток. В приданое алтайской невесты входит сундук, в который сложены кошма, постель, обувь, посуда. Всё это увозится в дом жениха, новые родственники не остаются на ночь.

ОЦЕНИВАЙ СТАТЬИ И ПОДПИСЫВАЙСЯ НА МОЙ КАНАЛ.