Школа. Мария Гайдукова о том, как вырастить счастливых взрослых

Мария Гайдукова, 41 год, родной город — Москва, директор академических программ Русского Монтессори института, основатель проекта Фабер-Мазлиш в России, fabermazlish-rus.ru

Было

Я выросла в Архангельской области в городе Северодвинск. По мере взросления сменила несколько школ, но хорошо помню первую учительницу. Она мне нравилась. Я любила ходить в школу и учиться. В восьмом классе я перешла в математический лицей и с удовольствием изучала математику, углублялась в нее. О школе у меня много хороших воспоминаний.

Школа — это пласт жизни, время взросления. Тогда мы не ставили вопрос, ходить в школу или не ходить. Мне нравилось узнавать что-то новое. Школа была источником знаний. У нас были книги, родители, но в школу мы шли узнать что-то новое. Других альтернатив не было. Конечно, школа — это еще и общение между уроками, но я четко знала, что учусь здесь. Сейчас это изменилось.

На любимых уроках были моменты, которые ярко запоминались благодаря личности учителя.Любимые учителя в школе никогда нас не оценивали, не унижали. Они знали предмет, старались его донести до других и знали свою ценность, были уверены в себе. Например, на уроках математики мы решали сложные математические задачки, а учительница читала нам стихи. Мы много общались, это было душевно.

Любимые учителя в школе никогда нас не оценивали, не унижали

При этом мы постоянно ощущали какой-то груз, когда идешь домой и знаешь, что тебе еще нужно делать уроки. Или когда в выходной сидишь дома и понимаешь, что ничего не успеваешь.

Я боялась задавать вопросы, отвечать, высказываться. Чтобы избавиться от этого ощущения, во взрослом возрасте я серьезно работала над этим. Все в нашем классе были слушателями, не хотели рассуждать. Школа дала нам фундаментальные знания, но не научила сопоставлять факты, доказывать концепции.

Школа стала стартовой площадкой для института. Я благодарна школе, понимаю, что в моем городе это было лучшее учебное заведение. Я благодарна учителям, потому что они старались дать все, что могли. Это огромный труд и любовь к ученикам.

Стало

В школе стало больше свободы. Закон об образовании в России позволяет выбрать одну из нескольких форм образования. Например, можно выбрать домашнее обучение или другую альтернативу.

Моя старшая дочь окончила одну из ведущих математических школ в Москве. И, несмотря на традиционную систему, у них применились разные методики для индивидуального подхода к ученикам. Младшая дочь тоже учится в традиционной школе. Периодически мы с ней возвращаемся к вопросу о самостоятельном обучении. Но пока она не готова взять на себя ответственность за объем обучения.

Появились новые школы, которые позволяют по-другому подойти к процессу обучения. Идет цифровизация образования. И тогда встает вопрос, а для чего вообще сейчас нужна школа?

В связи с развитием технологий школа уже не может являться традиционным источником знаний. Дети часто разбираются в каких-то сферах лучше, чем учитель. И даже если они чего-то не знают, они быстро ориентируются в пространстве, могут найти ответы почти на любые вопросы. Это меняет отношения «учитель — ученик». Роль учителя как источника знаний уже не главенствующая. У него должна сформироваться другая роль.

Дети часто разбираются в каких-то сферах лучше, чем учитель

Я сама работаю в сфере образования, хотя никогда не хотела быть учителем. Моя деятельность связана с тем, чтобы помочь людям выстроить систему, которая поможет им самостоятельно чему-то научиться.

Мне кажется, что в детях сейчас заложено гораздо больше. И если убрать лишнее — ежедневные уроки, домашние задания, то они окажутся очень умны. Если создать для них особую среду, дать возможность исследовать, помогать раскрыть потенциал, удовлетворять потребности, то они удивительны. В традиционной системе мы ограничены тем, что мы придумали, и не позволяем детям пойти дальше, сделать шаг вперед. В то время как они идут другими темпами, с другим взглядом.

На мой взгляд, система Монтессори могла бы удовлетворить потребности нашего общества на данном этапе. В такой системе ребенок может самостоятельно исследовать мир вокруг себя, находить ответы на вопросы, развивать навыки и компетенции. Он имеет возможность получить собственный опыт. Это меня удивляет и радует. Единственный вопрос — в подготовке педагогов. Тем, кто вырос в традиционной системе, сложно сменить роль учителя на роль помощника.

В успешности ребенка большое значение имеет вклад родителей. Нужно попытаться понять ребенка, его потребности, услышать то, что он говорит. Нам бывает сложно избавиться от своего опыта и прийти к конструктивному решению.

Будет

Идеальная школа будущего для меня — это веселые глаза детей, их воодушевленные лица, свобода передвижения, глубокое уважение к личности ребенка, неглавенствующая роль взрослого. То есть это такая полусамоуправляемая школа, где дети — это те, кто учится, ищут, общаются, а взрослые те, кто помогает и направляет. В такой школе есть источники информации, творчество, интересные вещи, созданные детьми.

Это будут счастливые взрослые, которые чувствуют себя на своем месте

Я думаю, в такой школе дети будут счастливы. Они не будут теми взрослыми, которые вырастают и делают то, что им не нравится. Это будут счастливые взрослые, которые чувствуют себя на своем месте. Потому что, пока они были детьми, они попробовали много всего и поняли, что у них получается лучше всего.