Когда школьник — неудачник

31.07.2018

Еще в школьные годы видела статьи о том, что троечники чаще всего оказываются успешней своих сверстников-отличников. Когда-то в это усиленно верили, кто-то даже оправдывал таким образом нежелание своих чад учиться.

Я сравнивала себя с сестрой. Сестра у меня всегда была круглой отличницей. Я — так себе. Не троечница, но и не отличница. Только химия давалась мне с великим трудом, алгебру я не особо любила (сказала выпускница факультета экономической математики и информатики), геометрию еще более-менее. У меня хорошо получалось писать эссе с аналитикой литературных произведений, я хорошо управлялась с русским и английским языками. Не выносила историю, но это мне прощалось, поскольку с обществознанием и основами права у меня все было более чем отлично. Мне приписывали гуманитарный склад ума, восхваляли организационные способности. Но и учителя, и родители — все сравнивали меня с сестрой. В какой-то момент у меня начали развиваться комплексы из-за моей «неуспеваемости».

Все изменилось в один день, через полгода после того как в моем классе появилась она. Тоненькая высокая девочка с торчащими ребрами, круглыми щеками и лицом, похожим на комариное. Скромная, тихая, спокойная девочка сразу нам полюбилась даже не потому, что была отличницей от слова совсем, а потому что с радостью объясняла нам то, что мы стеснялись переспрашивать у преподавателей, не желая показаться им совсем тупыми.

Мы, будучи учениками одного из ведущих московских лицеев, знали, что наши учителя вполне могут поставить отличнику тройку, если он или она напортачили, и троечнику пятерку, если он или она превзошли себя. Мы привыкли к таком раскладу. А названная девочка об этом не догадывалась. В ее предыдущей школе ей ставили пятерки «по привычке». Перейдя в нашу, она первые полгода старательно училась, а потом, видимо решив, что преподавательскому составу уже привита «отличная» привычка, немного расслабилась.

Как-то нам выдали тетради с результатами контрольных работ. Для кого-то результаты были хорошими, кому-то стало «на сердце опять горячо», но девочка, о которой идет речь, затмила всех своей реакцией.

Сначала она несколько минут, не моргая, смотрела в тетрадь, потом резко покраснела и начала рыдать.

С криками «что случилось?!» мы кинулись к ней. В тетради нашей идеальной отличницы ровным учительским почерком была выведена четверка.

Девочка продолжала рыдать, а учительница и завуч объясняли ей, что ничего страшного в четверке нет, и ее красный диплом МГУ им. Ломоносова от этой оценки мало зависит. Это всего лишь контрольная. Текущий срез. Не четвертная, не годовая, не ЕГЭ. Школьная оценка текущего контроля успеваемости.

Девочка рыдала. А я в тот день поняла, что с моей успеваемостью все нормально.