Мотивация. Фактор 3: Коллектив

Офисный работник никогда не одинок. Фрилансер или человек на подряде время от времени обязан выходить на связь с заказчиком или же постоянно находится в тесном рабочем контакте с коллегами со стороны заказчика. Не важно, каким образом вы трудоустроены, важно, чтобы вас окружали хорошие и приятные в общении люди. Когда коллектив представляет собой змеиное логово, конечно, оставаться в таком не хочется.

Признаки плохого коллектива

1. В коллективе только женщины или только мужчины (напомню, мы говорим про IT, где физические способности не особо нужны, а интеллектуальные — равны),

2. Слышится постоянное перешептывание,

3. Кто-то (или все) постоянно треплется про свою личную жизнь или обсуждает чужую,

4. Коллеги не общаются между собой по рабочим вопросам,

5. Коллектив строит козни всем новоприбывшим,

6. Все дружно замолкают, когда вы входите,

7. Один или несколько человек держат в напряжении всех остальных,

8. Один или несколько человек постоянно интересуются вашей личной жизнью,

9. Общая подавленность, пассивность, агрессия,

10. Неформальные лидеры не подчиняются формальным.

Комбинации двух-трех признаков уже должно хватить, чтобы задуматься о том, а хочется ли с ними вообще работать.

Что такое хороший коллектив?

Коллектив — это люди, которых набирают на решение задач. Команда — это сработавшийся коллектив, который умеет решать свои проблемы самостоятельно, без внешнего вмешательства.

Управление коллективом сводится к созданию и поддержке связей между сотрудниками. В команде эти связи уже установлены. Хороший коллектив выполняет задачи. Хорошая команда выполняет задачи с минимальным вмешательством менеджеров во время решения.

Создание хорошей команды — это поиск людей, которые и работу работают, и друг друга не сгрызут, и проблемы умеют решать быстро и эффективно. Хорошая команда — это устоявшиеся рабочие отношения между всеми участниками. Конечно, мало сказать «будьте хорошей командой». Нужно регламентировать процессы, объяснить всем и каждому, что делать и к кому обращаться в случае непредвиденных проблем... Как собрать хорошую команду — это тема отдельного разговора, мне она знакома только на теории. Хорошие и не очень команды чаще доставались мне в уже сформированном состоянии.

Какие могут быть проблемы?

В разрезе мотивации сотрудников коллектив следует рассматривать с двух позиций:

1. Профессиональная:

— Сотрудник, может быть, уже перерос этот коллектив, устал тащить их на себе и хочет двигаться дальше?
— Или он/она не чувствуют себя уверенно в коллективе, поскольку остальные его участники намного опытней?

и

2. Межличностная:

— Какое настроение превалирует в команде?
— Нет ли проблем между конкретными сотрудниками?

Самое сложное — это межличностные проблемы. Универсального решения проблем между конкретными сотрудниками нет, поэтому всегда стоит исходить из конкретных ситуаций и стараться искать решения, которые устроили бы все стороны конфликта.

Коллектив — это хоть и одно целое, но состоит из зрелых самостоятельных людей, у которых свои требования и хотелки. Из такой системы нужно исключать токсичных сотрудников, какими бы хорошими они ни были, и культивировать в команде нейтральные рабочие отношения. Чем спокойнее атмосфера в коллективе, тем спокойней проходит рабочий процесс, и меньше напряжения между сотрудниками.

————

Подписывайтесь, и не пропустите будущие посты о мотивации!

————

Еще можно почитать:

Мотивация. Фактор 1: Обратная связь

Мотивация. Фактор 2: Задачи, обязанности и отчет о результатах

Коротко и просто о том, откуда берется агрессия