Перекладывание ответственности

С людьми, которые любят перекладывать ответственность, приходится сталкиваться даже в этом нашем IT, где, казалось бы, должны быть сплошь и рядом ответственные люди. Но нет.

Перекладывание отвественности можно считать манипуляцией. Пользуются таким приемом три типа людей:
1. Крайне неуверенные в своих силах персонажи,
2. Умелые манипуляторы, которые не хотят нести ответственность,
3. Умелые манипуляторы, которые не хотят нести ответственность, притворяющиеся крайне неуверенными в себе персонажами. Такие волки в овечьих шкурах.

Независимо от того, с каким типом вы столкнулись, цель субъекта — осознанная или нет — решить проблему за ваш счет, а если проблема не будет решена, то не нести ответственность за провал.

С перекладыванием ответственности мы сталкиваемся каждый день, а в рабочих отношениях это, возможно, одна из самых распространенных манипуляций. Рассмотрим примеры:

— Как думаешь, какой ряд и какие места взять? Где будет лучше видно?
— Не знаю. Если честно, я никогда не был в этом зале, а по схеме тяжело сказать.
— Но все-таки?
— Говорю же, я не знаю.
— А как мы тогда билеты купим?

или

— Мы договаривались запускать эту фичу в последнюю очередь. Почему разработка сейчас занимается именно ей?
— Какая разница, все равно тебе запускать весь продукт.

или (особо изощренный способ)

— Подскажи, пожалуйста, как сделать (описание проблемы).
— Смотри, здесь нужно (раскрытие проблемы, наводящие вопросы, намеки).
— О, понятно, спасибо!
(через n минут, часов, дней)
— Слушай, а можно еще раз, как лучше (проблема)?
— Я же говорю, (описание решения).
— Точно, спасибо!
(через n минут, часов, дней)
— Давай еще раз, как нужно (проблема)?
— Давай лучше я.

В первом случае все довольно просто. Вы возьмете на себя ответственность за покупку билетов, и если места будут неудачными, будете выслушивать претензии весь вечер.
Во втором случае на вас сваливают вроде как коллективную ответственность.
В последнем случае вас своеобразно берут измором, и это особо болезненно для людей с завышенным чувством ответственности.

Что делать?

Первые два случая лучше всего лечатся договоренностями и напоминаниями о коллективной ответственности. Например:

— Как думаешь, какой ряд и какие места взять? Где будет лучше видно?
— Не знаю. Если честно, я никогда не был в этом зале, а по схеме тяжело сказать.
— Но все-таки?
— Говорю же, я не знаю.
— А как мы тогда билеты купим?
— Сядем вместе, поищем фотографии зала, сравним со схемой и купим то, что покажется нам удобным. В любом случае перед нами будет сидеть высокий человек.

или

— Мы договаривались запускать эту фичу в последнюю очередь. Почему разработка сейчас занимается именно ей?
— Какая разница, все равно тебе запускать весь продукт.
— Спасибо за доверие, конечно. Только мы договаривались, что эту фичу делаем в последнюю очередь. Также мы договаривались, что я отвечаю за разработку, а не за продукт, поэтому не нужно менять планы разработки на лету. Либо давайте пересматривать договоренности.
— Я не против, если ты будешь полностью отвечать за этот продукт.
— Тогда тем более не стоит менять планы моего продукта.
Далее спокойное (повторяю — спокойное!) достижение договоренностей.

Третий случай самый сложный. Либо человек действительно жмет на вас, чтобы вы занялись его задачей вместо него, либо человек очень тяжело обучается.

Если вы уверены, что человек тяжело учится, то нужно заняться его или ее способностями учиться и усваивать информацию. Максимально корректно напомните сотруднику, что от способности применять усвоенные навыки полностью зависит карьерный и профессиональный рост, причем не только в вашей компании. Почаще давайте ему обратную связь, составьте план развития с контрольными точками. Помните, что текущие задачи сотрудника/коллеги от этого не должны пострадать. Дайте сотруднику понять, что рано или поздно курс молодого бойца закончится, значит, он или она должны быть готовы к самостоятельному решению проблем. Если вы все делаете правильно, то сотрудник начнет выполнять свои задачи.

Если вы считаете, что вами манипулируют, делайте все то же самое. Да-да, все верно. Ровно как ваш сотрудник/коллега маскируется под плохо обучаемого или неуверенного в своих силах человека, так и вы наденьте маску заботы и заинтересованности. Продолжайте обучать человека, точно также составьте план развития с контрольными точками, обратной связью и получением от него результатов по его или ее задачам. Если сотруднику было тяжело учиться, то развитие и рост не заставят себя ждать. А манипулятор рано или поздно просто взвоет от вашей напускной заботы (как это так, вы, холоп, будете обучать их величество?!) и сбежит «развиваться» за чужой счет в другой коллектив.

Вам такой сотрудник точно не нужен.