"Фаворитка" – эпатажный фильм-номинант на Оскар

Я, чтоб казаться более умным, в этом году пересмотрел практически все фильмы, тем или иным боком номинированные на Оскар. Напоследок оставил себе «Рома», а пока что моим личным фаворитом остаётся «Зелёная Книга». После интригующего трейлера фильма «Фаворитка / The Favourite (2018)» я конечно же захотел нарушить своё себе обещание не смотреть фильмы Йоргоса Лантимоса (да, я всё никак не отойду после его «Убийства Священного Оленя»). Но Оливию Колман я люблю ещё со времён «Тираннозавра», а Николас Холт в своём гриме очаровательно отдалённо похож на своего зомби из «Тепло Наших Тел». Короче говоря, кино просилось на просмотр.

То, что фильм исторический, тоже не совсем верно, из исторического там только действующие лица (и то не все; не понятно, к примеру, где, чёрт возьми, муж королевы Анны), почему локации не лондонские – тоже загадка. То, что Анна Стюарт была ведома фаворитами и потеряла 17 детей, – действительно верно (лишь один из её отпрысков, принц Уильям, дожил до 11 лет, но о нём в фильме тоже ни слова). Примечательно, что именно герцогиня Мальборо (та, с которой у королевы уже были устоявшиеся лесбийские настроения в фильме) нашла стихотворение, в котором автор намекал на лесбийские отношения королевы Анны и придворной дамы Абигейл Хилл (Мэшем в замужестве), и писала королеве письма с призывами окститься, и некоторые историки считают, что Анна действительно была лесбиянкой, но большинство исследователей это отрицает. Короче говоря, мы по воле создателей фильма, увидели то, что увидели: режиссёрскую версию событий, интриг и отношений.

Кстати, картинка симпатичная, выглядит всё дорохо-бохато. А вот музыкальное сопровождение, как и в «Убийстве...», – снова выводит из себя. Понимаю, что у режиссёра это такая фишка. Но по голове долбит, как молотом по наковальне, ей Богу. И да, как же надоело в фильмах видеть блевотину. И здесь вы её увидите в исполнении всех трёх главных женщин. Раздолье.

Некоторые фильм окрестили не иначе как «опять про лесбиянок», но он не об этом, конечно, и не это здесь главное. Фильм об одиночестве, об амбициях, о жажде власти, о вылизывании известных мест ради положения при дворе (хорошо-хорошо, тут уж понимайте и прямо, и метафорично), о жестокости, о женском соперничестве (хотя там ещё не так уж и ярко, но соперничали Роберт Харли и Годольфин) и женской расчётливости (мужская тоже имеется). Однако, что бы ни происходило на экране, не жаль ни Сару, ни Абигейл, ибо им в достижении своих целей все средства хороши, а нам любые их страдания – как зрелище.

Кого жаль, так это саму королеву, но, тем не менее, в финальной сцене она, будучи совсем больной и измученной, всё равно ставит на место свою фаворитку, ломая её гордыню. Даже если ты «из грязи в князи», всё равно по сути своей грязью ты и остаёшься.

Наверное, Йоргос Лантимос не был бы Йоргосом Лантимосом, если б не вставил в свой оскаропретендующий фильм какой-нибудь трэш. И, на мой взгляд, это как раз сцены танца герцогини Мальборо, брачная ночь Абигейл и Сэмюэла Мэшема и развлекуха с бросанием фруктов в голого, я так понимаю, шута (?). Тем не менее, это, пожалуй, самый нормальный фильм упомянутого режиссёра из всех, что я у него видел.

Думаю, что из 10 Оскаров «Фаворитка» уж точно возьмёт парочку, но, Боже мой, если среди таких шикарных актрис, как Гленн Клоуз и Оливия Колман, Оскар за лучшую женскую роль возьмёт Леди Гага, я точно перестану смотреть это говно.