Катастрофа Конкорда - беспощадный урок человечеству

Конкорд - пассажирский самолет, сделавший реальностью путешествия со сверхзвуковой скоростью. Элегантный и изящный, он летит с двойной скоростью звука. Он - символ престижа, ни разу не замеченный в катастрофах, однако очень скоро, в течение всего 120 секунд, 113 человек погибнут, из них 109 в самолете и 4 на земле. Новые компьютерные технологии помогли разобраться, что в тот трагический день пошло не так.

Катастрофы не случаются просто так - они являются следствием цепочки решающих событий.

Европа, Франция, Париж, 25 июля 2000 года. Аэропорт имени Шарля де Голля, 12 часов 30 минут. Идет регистрация на рейс AF 4590. Они приехали со всей Германии и радуются незабываемому отпуску во французской столице, отпуску, который обошелся примерно в 13 тысяч долларов с человека. Со скоростью, превышающей скорость звука, им предстоит переместиться в Нью-Йорк, где их ожидает океанический лайнер для продолжения путешествия - к Карибским островам.

Конкорд - не такой самолет, как все остальные. Он класса "Люкс", элегантен и супер быстр. При скорости белее чем 2200 километров в час можно менее чем за 4 часа перелететь из Лондона или Парижа в Америку. Неповторимая форма фюзеляжа Конкорда с его похожим на карандаш длинным и узким салоном и огромными дельтавидными крыльями позволяют ему каждую секунду преодолевать 2 километра воздушного пространства.

В 13.30 все пассажиры Конкорда уже прошли регистрацию. Пилот Кристиан Марти уже находится в кабине самолета и готовит все необходимое для взлета. Туристы находятся в надежных руках, так как 45-летний Марти один из самых опытных пилотов в "Эйр Франс", любитель приключений, наделенный необычными талантами. В 1982 году серфингист Марти первым пересек Атлантику. Он - национальная знаменитость. На борту Конкорда капитан Марти проводит предполетную подготовку. Его авиадиспетчер - не менее опытный Жан Жулье , который недавно заступил на свое послеобеденное дежурство. Вообще то, в этот день после обеда Жулье был свободен, но один из его коллег попросил его поменяться сменами из-за семейных дел. Поэтому коллега отдежурил за него утреннюю смену, а Жулье заступил после обеда.

Замена времени дежурства приносит неожиданный бонус - Жан Жулье теперь ответственный за вылет Конкорда. Он рассказывает: "Конкорд - один из красивейших самолетов из тех, какие я когда либо видел. Я действительно по настоящему наслаждался, когда своими глазами видел, как этот прекрасная птица стартовала или приземлялась."

В ходе предполетной подготовки капитан Марти замечает, что двигатель номер 2, похоже, имеет технический дефект. Нужно заменить небольшую деталь. Это в общем то мелочь, но при эксплуатации Конкорда безопасность имеет высший приоритет. За 40 тысяч выполненных рейсов и 900 тысяч часов полета ни разу не случалось несчастий. Ремонт Конкорда задерживает вылет на целый час. На часах уже 15.54, а пассажиры еще только начинают подниматься на борт. Совершенно обычные семьи на пути к необычным приключениям.

В 16.35 Конкорд полностью готов к старту и двигается к взлетной полосе. Авиадиспетчер Жан Жулье дает добро на взлет с полосы "26 правая". Уже 16.40 и пока у экипажа и пассажиров все идет нормально. Самолет начинает разбег. Из диспетчерской Жулье наблюдает, как проходит старт. Он говорит: "Я следил за тем, как самолет набирал скорость, все шло отлично. Это очень тяжелый самолет, поэтому в начале разгона он достаточно медленный, но потом набирает высокую скорость." Конкорд разгоняется на 4-километровой взлетной полосе и достигает скорости в 320 километров в час. Жулье продолжает следить за самолетом: "Внезапно я увидел позади него пламя. Я бросился к микрофону и прокричал: "Эйр Франс 4590, у вас сзади огонь!"

Капитан Марти пламя видеть не может, но при скорости в 328 километров в час Конкорд с секунды на секунду оторвется от земли. Впереди остается всего 2 километра до конца взлетной полосы, но Конкорду нужно 3 километра, чтобы полностью остановиться с набранной скорости. Жулье продолжает: "При такой скорости самолет в любом случае должен взлетать. В этой ситуации старт уже не возможно было отменить. Пока я смотрел на пламя позади самолета, Конкорд начал задирать нос, готовясь оторваться от полосы." В 16.43 и 15 секунд капитан Марти двигает рычаг тяги вперед, самолет взлетает.

Мартина Борне работает в бюро, находящемся в конце взлетной полосы, справа от нее, в восточной части аэропорта. В 16.44 ей открывается ужасающая картина. Она рассказывает: "Я взглянула в окно и увидела, как Конкорд очень медленно набирает высоту, а в задней части самолета бушует огонь. Я очень испугалась, поскольку, увидев такое огромное пламя, я была убеждена, что самолет рухнет прямо здесь, перед нашим бюро."

Поврежденный самолет пролетает рядом с бюро и уходит в сторону автотрассы. Недалеко от рабочего места Борне водитель Эмануэль Верминье едет на своем грузовичке мимо конца взлетной полосы 26. Вот его рассказ: "Окно в моей машине было открыто, а на мне была только рубашка, когда Конкорд пронесся надо мной. Я вам говорю, жар, который выбрасывал самолет, частично расплавил мою рубашку и я получил легкие ожоги. Этот жар как облако налетел на меня."

В то время, как капитан Марти борется со штурвалом самолета, чтобы начать набирать высоту, пламя перебрасывается на левую плоскость, которую он тоже не может видеть. Из проезжающего по близлежащей трассе автомобиля женщина снимает на видео объятый пламенем и продолжающий лететь Конкорд. И это единственный видеоматериал, который имеется в наличии (есть на ЮТюбе). В последующем расследовании эта видеозапись будет иметь большое значение.

Следующие 69 секунд будут решающими. Пилот Конкорда продолжает борьбу за то, чтобы оставаться в воздухе. Самолет находится на высоте всего 30-ти метров и держит курс на столкновение с землей. Прямо по курсу - городишко Гонесс с его 25 тысячами жителей. В этот момент Кристин Тюрко подъезжает на своем автомобиле к автозаправке в Гонессе. Она говорит: "Я возвращалась в свой город, когда внезапно увидела самолет. Это был Конкорд, из задней части которого вырывались языки пламени. Я стала ехать все медленнее и медленнее, и он пронесся надо мной."

Капитан Марти уже ничего больше не может сделать. Левое крыло самолета обламывается. Бизнесмен Патрик Тесс находится прямо на траектории движения неуправляемого Конкорда. Вот его рассказ: "Я был в своем бюро и разговаривал с агентом. Окно выходило на аэропорт, и наш разговор был прерван ужасным грохотом. Это был Конкорд, и он был весь объят пламенем."

Конкорд начинает заваливаться на левый бок, так осталось только правое крыло, и оно дает подъемную силу с правой стороны. Самолет замедляется и обрушивается на землю. Это происходит в 16.45. Момент, которого боится любой авиадиспетчер. Жан Жулье хватает микрофон: "Эйр Франс 4590, вы слышите меня? Эйр Франс 4590, вы слышите меня?" Ответа не последовало.

Под завязку заправленный топливом реактивный самолет со 109 людьми на борту обрушивается на отель в городе Гонесс. Огромный огненный шар накрывает здание. Британская учительница Элис Бруклин только въехала в свой номер на первом этаже: "Я сразу побежала к двери своей комнаты. Увидев в коридоре пламя, поняла, что по лестнице спастись не удастся. Я бегом вернулась к окну и залезла на подоконник. К счастью, внизу стоял какой-то мужчина. Он мне крикнул "прыгайте". Что я и сделала."

В течение 8 минут после падения самолета на место катастрофы прибывает дюжина пожарных и медицинских машин. Ужасная катастрофа не только для находившихся в самолете, но и для тех, кто был в отеле. Интенсивность пожара настолько велика, что его не могут потушить в течение 3-х часов. В обугленных развалинах не возможно распознать ни Конкорд, ни отель. Попытки спасти кого-нибудь бесполезны.

Крушение Конкорда становится для всех неожиданным и невероятным. Самолет, который был королем воздуха, сделавший сверхзвуковые полеты реальностью, ставшая реальностью мечта, никогда не участвовал в катастрофах - до этого момента. Но всего 120 секунд хватило, чтобы этот прекрасный имидж разрушить.

Так что случилось с Конкордом на самом деле? Какие события и стечения обстоятельств привели к этой ужасной катастрофе? Об этом в следующей части.