Почему разбился поезд у Эшеде

07.10.2017

Крушение скоростного поезда нанесло гордости немецких технологий ощутимый удар, 101 человек погиб. Но как так случилось, что символ объединенной Германии сошел с рельсов на скорости 200 км/час? Чтобы это выяснить, проведено тщательное расследование.

Всего через несколько часов после крушения журналисты начинают искать простое объяснение для случившегося. В новостях говорят: "Причина катастрофы еще не совсем ясна, но из первых сообщений с места событий следует, что поезд врезался в автомобиль, находившийся на путях. Автомобиль, по всей видимости, двигался по мосту и сорвался вниз на железнодорожный путь. Следователи получают информацию о том, что за 20 минут до бедствия очевидцы видели автомобиль, стоящий на рельсах. Британский "свидетель" происшествия идет еще дальше. Он говорит, что полностью уверен, что автомобиль пробил ограждение моста, сорвался вниз и приземлился на рельсы. Поезд, естественно, не мог своевременно остановиться при скорости в 200 км/час.

В ходе работ по расчистке завала эта теория получила дополнительное подтверждение, когда среди обломков поезда и бетонного хлама, оставшегося от моста, действительно был обнаружен разбитый автомобиль. Но когда эксперты более скрупулезно исследовали место столкновения экспресса с мостом, было опровергнуто все, что якобы видел "свидетель крушения".

Одним из поводов для опровержения этой версии стало состояние первого вагона, в носовой части которого не было никаких следов столкновения с автомобилем. Даже двигатель, находящийся в первом вагоне состава, был совершенно не поврежден.

Но откуда взялся автомобиль в куче обломков поезда? Когда на него посмотрели поближе, загадка разрешилась. Это была машина бригады, обслуживающей мост. Двое рабочих оставили свою машину на мосту, а сами работали внизу, у опор моста. И тоже стали жертвами крушения поезда. Одна загадка была разрешена. Но если не автомобиль вызвал этот катаклизм с экспрессом, тогда что?

Первая улика находилась не на месте несчастного случая, а за 6 километров до него. Поврежденный рельс. Мог ли он иметь отношение к этой аварии? В первом вагоне следователи делают новое открытие. Они находят длинный кусок стали, торчащий из пола вагона и застрявший между сидениями. Что это за деталь, и откуда она взялась?

Скрупулезное обследование колесных пар, которые в изобилии валялись на месте катастрофы, показывает, что одно из колес сильно повреждено и у него отсутствует стальной бандаж. Становится ясно, что кусок стали, пробивший пол и застрявший между сидениями в первом вагоне и есть тот самый бандаж, который на полной скорости отделился от колеса, пробил пол вагона и застрял в нем. Нижний конец застрявшего бандажа болтался внизу и на ходу задевал шпалы и рельсовые скрепления, повреждая их на протяжении 6-ти километров.

Но потеря одного колеса не могла привести к тому, чтобы такой современный поезд сошел с рельсов и разгромил бетонный мост. Пока поезд летел к Эшеде, должно было произойти еще что-то очень серьезное. Эксперты теперь сосредоточивают все свое внимание на участке пути прямо перед мостом. Здесь находят следующие важные улики. Разорванный рельс прямо перед стрелкой говорит о том, что за 200 метров до моста экспресс сошел с рельсов.

Но почему именно здесь, а не за 6 километров до этого места, где колесо потеряло бандаж? Потому что здесь находится стрелка, которую пересекал состав. Кусок рельса на стрелке отломан и отсутствует, в канавах вокруг его тоже нет. Его начинают искать, прочесывают все вокруг, но его нигде нет.

Когда бандаж слетает с колеса и пробивает пол в салоне, поезд продолжает двигаться. Поврежденное колесо высекает искры от трения об рельс. Как только состав влетает на стрелочный перевод, болтающийся под полом обломок бандажа цепляет контррельс стрелочного перевода и вырывает его "с мясом". Обломок контррельса пробивает пол и потолок тамбура первого вагона. Именно поэтому его не смогли найти в районе стрелки - он уехал вместе с поездом. Колеса второго вагона, не найдя под собой так необходимого контррельса, сходят с пути. Третий вагон отклоняется вправо от оси движения и на полном ходу врезается в правую опору моста. Поезд собирается в гармошку, бетонные обломки моста летят на вагоны и хоронят их под собой. В эту же кучу летит и автомобиль, стоявший на мосту. Один из вагонов приземляется на огороде госпожи Эрики Карл, чей дом стоит прямо около путей и моста. Это полный разгром.

В истории не раз бывали случаи, когда сошедший с рельсов поезд получал незначительные повреждения. Но если крушение вызвал не сход поезда с рельсов, то что тогда? Когда ICE 884 проходит второй стрелочный перевод, колесо сошедшего с рельсов второго вагона ударяет по остряку, в результате чего стрелка перебрасывается на боковой путь, находящийся справа от главного пути. Второй вагон успевает проскочить стрелку и продолжает двигаться по главному пути, но третий вагон въезжает на уже передвинутую стрелку и начинает уходить на правый путь. В результате он начинает двигаться боком, соскакивает с рельсов и врезается в правую опору моста. Остальная часть состава тоже уходит на правый путь и добавляет свою кинетическую энергию правой опоре моста. Остальные вагоны начинают зигзагообразно складываться перед обломками бетона. Моторный вагон отрывается от состава и продолжает свой путь в одиночестве. До полной остановки он проезжает еще около двух километров.

Следователи изучают обломки моста, чтобы выяснить, какую роль он сыграл во всей истории. Удается уложить еще несколько частиц в общий пазл. Мост стоял на бетонных опорах, опоры были примерно на расстоянии двух метров от крайних рельсов. Первый и второй вагоны проскочили мост, а третий влетел в железобетонную опору и вырвал ее с корнем. Правая часть моста осталась без опоры и он начал обрушиваться. Однако даже четвертый вагон успел проскочить под еще целым мостом, но слетел с верхнего строения пути и приземлился среди деревьев. На пятый вагон многотонные бетонные куски уже успели приземлиться, но высокая скорость вырвала его из-под обломков и протащила дальше какое-то расстояние, однако задняя часть пятого вагона была полностью смята. Остальные вагоны сложились зигзагом перед кучами бетона.

Это было стечение трагических обстоятельств: разрушившееся из-за усталостной трещины колесо, оторванный контррельс, мост на пути следования. Но в следующей фазе расследования специалисты делают тревожное открытие - доказательство того, что катастрофы можно было избежать. Поврежденное колесо отправляют
в лабораторию для исследования. Экспертов интересуют колеса именно этого поезда, так как только на нем были применены новые разработки. У ICE 884 массивные стальные колеса, которые также называют "моноблоковыми" колесами. Вот предыстория. Когда новые поезда вышли на маршруты еще в 1991 году, выяснилось,что колеса изнашиваются неравномерно, из-за этого в вагонах и салоне-ресторане возникала качка, особенно на высокой скорости. Суп проливался из тарелок а вино из рюмок. Это сильно мешало престижу нового поезда, который преподносился как поезд класса "люкс". Было решено разработать новые колеса специально для новых поездов.

Под давлением руководства принимается окончательное решение - заменить старые полностью литые колеса, на новые колеса, состоящие из двух отдельных частей. Одна часть - это собственно колесо, вторая - стальной бандаж, обеспечивающий плавность хода. Между двумя частями нового колеса находится специальная высокопрочная резина, которая и гасит вибрацию по тому же принципу, что и автомобильные покрышки. Кажется, что новое колесо - это полный успех. До тех пор, пока одно из них не разрушается на полном ходу.

Надо отметить, что новые колеса регулярно проходили визуальный осмотр на технических станциях. Но визуальным осмотром можно распознать только крупные трещины в бандаже колеса, а микроскопические, которые только начали формироваться - увидеть не возможно. Методы неразрушающего контроля также не дают надежных данных. Это подтверждается тем, что колесо, разрушение которого привело к данной катастрофе, за несколько дней до этого прошло проверку на технической станции на отсутствие дефектов.

Вот так, в погоне за комфортом и репутацией "люкс", идя на поводу у руководителей, не владеющих техническими тонкостями и нюансами, а стремящихся только к тому, чтобы "доложить наверх о несомненном успехе", теряются жизни ни в чем не повинных людей.

В Эшеде есть мемориал в память об этой катастрофе. А вдоль железнодорожного полотна растет 101 вишневое дерево - по одному на каждого из погибших.