Ракетная атака на авианосце «Форрестол»

06.10.2017

Война во Вьетнаме. На авианосце американских ВМС "ЮСС Форрестол" готовится бомбовая атака. На палубе корабля находятся боевые самолеты и члены экипажей. Но внезапно боевой истребитель исчезает в огненном шаре. Через несколько секунд корабельная палуба сотрясается несколькими мощными взрывами, повергающими в ужас присутствующих.

Огонь начинает распространяться, команда отчаянно пытается спасти корабль. Через 17 часов борьбы с огнем 134 матроса мертвы, 161 - пострадали. Почему столько людей должны были погибнуть? Специальный следователь Пентагона исследует течение одной из самых крупных катастроф в истории военно-морского флота США. Особенный интерес вызывают последние секунды перед несчастьем.

Юго-Восточная Азия, июль 1967 года. США увязли во Вьетнаме в наземных операциях. Президент Линдон Джонсон хочет скорее закончить войну, поэтому он существенно увеличивает количество бомбардировок территории Вьетнама. Для осуществления этой стратегии авианосцы американских ВМС имеют большое значение. С огромных кораблей, удаленных от побережья Вьетнама на добрую сотню километров, будут вылетать самолеты, груженые бомбами.

Самый большой по тем временам авианосец направляется к вьетнамским берегам в свою первую атаку. 29 июля, 8 часов утра. "ЮСС Форрестол" находится в проливе Тонкин на расстоянии 160 километров от вьетнамского берега. 9 часов утра. После полудня запланирован вылет бомбардировщиков. Пилоты "второй волны" налета идут на брифинг. Их цель - железнодорожная ветка за пределами Ханоя, южнее китайской границы. Пилотам сообщается,что в этот день они возьмут на борт другие бомбы, а не те, что обычно. Накануне "ЮСС Форрестол" получил 7 тонн бомб от корабля "ЮСС Даймонд Хэд". Эти бомбы старые и имеют следы коррозии, по внешнему виду в плохом состоянии. Некоторые из них хранятся еще со времен Второй мировой войны.

10:32. Перед вылетом пилот Дэйв Долахайд проверяет свой самолет. Он бросает взгляд на бомбы, которыми оснащается штурмовик, и одна из них привлекает его внимание. Он рассказывает: "Бомба была крупная и непригодная для быстрых полетов. На ней были следы ржавчины из-за длительного хранения."Дэйв и Фрэд забираются в свой самолет и готовятся к старту. Они летают на легком палубном штурмовике типа А-4 "Скайхок". Эти штурмовики быстрые и маневренные и могут нести 2,7 тонн бомбовой нагрузки. 6 А-4 стоят на кормовой палубе авианосца, а на правой стороне палубы находятся 7 истребителей Макдоннэл Дуглас F-4 "Фантом". Опытный пилот Джим Бэнгорд полетит на Фантоме №110. Этот истребитель несет 24 ракеты, которые находятся в специальных контейнерах и подвешены к крыльям. С помощью катапульты стартуют две первые машины из атакующей группы.

10:51 и 21 секунда. Дэйв Долахайд и Фрэд Уайт готовятся к взлету. Внезапно их ослепляет яркая вспышка, за ней следует грохот мощного взрыва. В течение каких-то секунд топливо растекается по палубе корабля. Стена огня охватывает несколько "Скайхоков". Фрэд и Дэйв оказываются в плену кабин самолета, так как снаружи бушует пламя. Однако им нужно немедленно покинуть самолет, чтобы не сгореть заживо. В дыму и расплавленном огнем воздухе Дэйв пытается расстегнуть свои ремни на плечах и ногах.

Вот его рассказ: "Мне было ужасно страшно. Но я понимал, что только немедленное бегство из самолета может меня спасти." Ему удается освободиться, и он собирается прыгнуть из кабины на горящую палубу с высоты 3-х метров. Огонь уже выходит из-под контроля, когда пожарные с огнетушителями бегут к горящим "Скайхокам". На видеозаписи хорошо видно, что Джеральд Фэриер с одним только огнетушителем в руках подбегает к горящим самолетам. Он пробует дать струю из огнетушителя, после чего начинает тушить огонь под самым близко стоящим "Скайхоком".

94 секунды после воспламенения топлива борются Джеральд Фэриер и его люди с огнем. Внезапно мощный взрыв сотрясает авианосец. Ударная волна такой силы, что на какое-то время прерывает работу видеокамеры, снимающей все происходящее на палубе. Джеральд и большая часть его людей моментально мертвы. Через 9 секунд - еще один взрыв. Он еще мощнее первого и заставляет огромный корабль задрожать всем телом до самого удаленного отсека. Детонация проделывает 3-метровую дыру в бронированной палубе "Форрестола". Разлитое по палубе и пылающее топливо устремляется в образовавшуюся пробоину и проникает внутрь корабля. Под палубой люди сгорают заживо - деваться им некуда.

Между тем пожарные продолжают бороться и пытаются перехватить контроль над хаосом. Пилот Дэйв Долахайд все еще лежит на палубе, у него остается не слишком много времени. Не смотря на то, что у него сломано бедро и поврежден локоть, нечеловеческим усилием воли он заставляет себя подняться. Он находится всего в нескольких метрах от объятых пламенем самолетов, когда третий сокрушительный взрыв бросает его снова на палубу. Еще 4 взрыва разрывают на части корму авианосца.

10:57. С момента появления первых языков пламени не прошло и 6-ти минут, но огромный корабль уже готов пойти на дно.

10:58 и 20 секунд. Кто-то из команды замечает неподвижно лежащего на палубе Дэйва Долахайда. Когда его поднимают и ставят на ноги, то видят, что он еще находится в сознании. Его уносят в безопасное место, подальше от пожара. Команда закачивает в пробоину в палубе миллионы литров морской воды.

"ЮСС Форрестол" с экипажем численностью в 4500 человек находится на грани выживания. Команда попадает в новое чрезвычайное положение. Корабль весом в 73 тысячи тонн грозит опрокинуться в левую сторону. Если это произойдет, авианосец захватит с собой на дно 4,5 тысяч живых душ. Начинается срочная откачка топлива из левой части корабля в правую, чтобы не дать ему лечь на волны левым бортом.

Капитан отдает приказ - сбросить с палубы в воду все, что еще может взорваться. Тонны бомб и все находящиеся на палубе самолеты, в том числе не поврежденные, стоимостью в многие миллионы долларов, летят за борт.

11:40. Через 48 минут после первого взрыва, наконец-то огонь на палубе потушен. Перекаченное на правый борт топливо выравнивает авианосец. Но тушение многочисленных пожаров внутри корабля длится еще следующие 16 часов. После 17-часового инферно 134 человека мертвы. Всего через 5 дней после начала участия в боевых действиях операция авианосца "ЮСС Форрестол" окончена. Теперь нужно выяснить, как так получилось...

Расследованием руководит контрадмирал Форсайф Месси. Следователи опрашивают большое количество свидетелей. Многие из опрошенных считают, что это было нападение вьетнамской авиации. Однако из записей, сделанных в бортовом журнале следует, что радар не регистрировал в тот день никаких летательных аппаратов рядом с авианосцем. Версия о нападении вьетнамцев сразу исключается. Следствие начинает двигаться в другом направлении. Важнейшими уликами, проливающими свет на причины массивного пожара на палубе, являются видеозаписи, сделанные бортовой видеокамерой. И это не совсем обычная камера. В верхней части записи в непрерывном режиме транслируются данные о скорости самолетов, которые измеряются корабельным радаром. Незадолго до появления первого огня камера засняла взлет двух машин.

Видеозапись имеет большое значение, проблема только в том, что в момент начала пожара кинооператор снимает в противоположном направлении. Когда он переводит объектив в направлении кормы, там уже вовсю пылает огонь. Однако когда следователи снова просматривают 5-секундный кусок записи до поворота камеры к корме, они замечают вспышку рядом с самолетом, который приготовился взлетать. Прямо перед взлетом самолета у его правого крыла четко видна вспышка.

Дело в том, что кабина, в которой установлена камера, представляет из себя прозрачную комнату, сделанную из плексигласа. И адмиралу Месси приходит идея. Не смотря на то, что взрыв произошел в части корабля, которую камера не видела, она засняла отражение взрыва на плексигласовой стенке кабины. Месси выдает следователям несколько фотоаппаратов со вспышкой и приказывает щелкать фотоаппаратами в кормовой части корабля с разных точек по направлению к носу судна. Сам находится в кабине, где стоит камера, и на плексигласовой стенке кабины четко видит отражения вспышек фотоаппаратов. Таким опытным путем по отражению вспышек на плексигласе из разных точек кормы он определяет, в какой точке задней части корабля начался пожар. Вспышка, вызвавшая пожар, пришла с самой задней части кормы. На этом месте стоял "Фантом" F-4 с бортовым номером 110 пилота Джима Бэнгорда.

По всей видимости, "Фантом" F-4 выстрелил ракету, которая попала в готовившийся к взлету штурмовик А-4 "Скайхавк" с номером 405 под управлением пилота Фреда Уайта. У каждого "Фантома" имеется система безопасности, которая именно такие случаи и должна предотвращать. Подвешенная ракета электронной системой связана с кабиной пилота. Когда пилот нажимает на гашетку, электрический сигнал активирует ракету на подвеске. В целях безопасности, когда самолет находится на палубе авианосца, ракета активируется персоналом только тогда, когда самолет уже стоит на катапульте и через несколько секунд взлетит.

Для этого нужно сделать две вещи: вытащить блокирующий штифт из блокировочного отверстия и подключить управляющий кабель к ракете. Месси однако обнаруживает, что сильный ветер может вырвать штифт из блокировочного отверстия, так как к штифту прикреплена красная лента, за которую ветер может уцепиться. Команда уже находила на палубе такие штифты с красной лентой. Похоже, что в день катастрофы предохранительный штифт на подвесе ракеты уже отсутствовал. Но что насчет второй части защиты - электрического кабеля?

Выясняется, что за месяц до пожара, когда "ЮСС Форрестол" еще только шел к Вьетнаму, руководящие офицеры корабля решили не отключать этот кабель у самолетов, находящихся на стоянке. Получается, что никаких препятствий для пуска ракеты прямо на палубе не существовало. Значит, пилот Джим Бэнгорд сам нажал на гашетку?

Пилот клянется, что переключил в кабине только один переключатель, чтобы запустить двигатель. Месси внимательно слушает запись допроса пилота. Внезапно он осознает взаимосвязь между событиями. Электрическое перенапряжение! Он знает, что самолеты на авианосце перед стартом подключаются к передвижной электрической установке, от которой запускаются двигатели. После того, как внешнее питание подключено, пилот путем переключения выключателя передает энергию на двигатели для их запуска. Месси осознает, что это ключевой момент всей истории. Как только Бэнгорд подал энергию на двигатели, случайный скачок напряжения запустил ракету. 56-килограммовая ракета попадает в полностью заправленный топливный бак впереди стоящего самолета. Следует взрыв, потом пожар. От высокой температуры начинают взрываться бомбы, подвешенные к другим самолетам. Всего взорвалось 7 старых бомб времен Второй Мировой войны.

После этой катастрофы на флоте США были предприняты важные изменения. Старые бомбы были полностью заменены на новые, более безопасные, а тренировки по пожаротушению на борту стали обязательной частью службы. В штате Вирджиния построили тренировочный центр по обучению борьбе с пожарами. Ему дали имя пожертвовавшего свою жизнь во время тушения пожара на "ЮСС Форрестол" Джеральда Фэриера.