Ребенок за штурвалом лайнера - расплата неминуема

09.10.2017

Самолет на в пути в Гонконг в большой опасности. Причина этого хаоса - 15-летний мальчик за штурвалом. Смертельную угрозу несет в себе сила притяжения Земли, когда экипаж обреченно пытается уберечь Аэробус от падения с высоты в 10 тысяч метров.

Командир самолета приглашает своего сына в кабину пилотов: "Садись на мое место!" Мальчик розовеет от смущения и занимает место пилота новенького Аэробуса А 310, тут же оборачивается в сторону давнего друга командира, спрашивает: "Ты снимаешь меня?" Это семейный вылет. Гордый пилот берет своих детей с собой в пассажирский рейс. Но через несколько минут им придется с исступлением биться за свою жизнь.

Расследующие этот несчастный случай эксперты будут ошарашены... Как 15-летний мальчик оказался в кресле командира нового пассажирского лайнера?

Москва, 22 марта 1994 года. 15-летний Эльдар Кудринский впервые отправляется за границу. Он не обычный ребенок - его отец Ярослав Владимирович Кудринский является командиром воздушного судна и работает на международных маршрутах. В России он принадлежит к элите, членам которой полагаются различные льготы, о которых обычные пилоты могут только мечтать. Семьи пилотов Аэрофлота могут один раз в год лететь со скидкой. Поэтому капитан Кудринский берет с собой своих детей в четырехдневную поездку в Гонконг.

На борту рейса SU 593 находятся не только Эльдар и Яна. В числе 63-х пассажиров много бизнесменов из Гонконга и Тайваня, которые ищут в России новые возможности для ведения бизнеса.

В 1994 году Россия переживает переломный момент. 3 года назад Советский Союз развалился, и из-за железного занавеса появилась новая Россия. Многие из ее граждан хотят перенять западный стиль жизни, ездить за границу отдыхать. В государственной компании Аэрофлот тоже происходят существенные изменения - руководство выделяет средства на закупку 5-ти новых самолетов Аэробус. Самолет А 310-300 очень современный и стоит 70 миллионов долларов. Не смотря на то, что на борт он может принять всего около 200 пассажиров, дальность его полета в три раза превышает эту характеристику любого русского лайнера. Аэробус А 310 оборудован новейшими системами безопасности. Работая в Аэрофлоте, этот самолет должен отполировать до блеска слегка потрепанную репутацию авиакомпании.

С новым флотом Аэробусов в качестве ядра Аэрофлот сделал себя престижным в глазах потенциальных пассажиров. Это теперь "Российские международные авиалинии". Персонал авиакомпании носит специально разработанную красивую униформу, пилоты управляют самыми современными самолетами и совершают полеты в самые крупные аэропорты мира.

Наконец Эльдар и Яна на борту нового самолета, о котором их отец уже так много рассказывал. У Кудринского более 900 часов налета на Аэробусе А 310. Командир самолета Данилов проведет лайнер через московский коридор с плотным авиа трафиком, после этого управление А 310 возьмет на себя сменный командир Кудринский, первый офицер Пискарев будет выполнять функции его помощника. Все трое - пилоты первого класса. Кабина Аэробуса А 310 полностью компьютеризирована. Как все другие современные воздушные суда, этот оборудован работоспособным автопилотом, который на длинных дистанциях полностью берет управление на себя.

Интернациональные линии, такие как Москва-Гонконг, позволяют Аэрофлоту оставаться на плаву, так как только они приносят существенную прибыль, в то время как внутренние авиа перевозки практически убыточны.

Рейс SU 593 поднимается в воздух в 16 часов 39 минут. Он полетит по транссибирскому маршруту на восток в направлении Монголии и Китая. Спокойный полет. Через 4 часа полета из всего 10-ти часов они пролетают над Новосибирском. Почти половина пути позади. Однако Эльдар и Яна из-за возбуждения не могут заснуть. Командир Аэробуса Данилов решает сделать паузу и передает управление самолетом Кудринскому, который теперь отвечает за оставшуюся часть пути.

Управляемый автопилотом, летит современнейший самолет Аэрофлота на высоте 10.000 метров. За иллюминаторами спокойная, тихая ночь. Но спокойствие имеет способность мутнеть. Очень скоро пилоты будут обреченно бороться за жизни людей.

После полуночи друг Кудринского, который тоже на борту, приглашает Яну и Эльдара в кабину пилотов. Кудринский знакомит детей со вторым пилотом, после чего обращается к дочери: "Иди ко мне, садись в мое кресло. Хочешь? Ну давай." Спокойный полет, многие пассажиры спят. Они не подозревают, что происходит в пилотской кабине.

Яна: "Папа, можно мне это подвигать?"

Кудринский: "Да. Ты хочешь управлять самолетом, Яна?"

Яна: "Нет."

Кудринский: "Возьми руками ручку управления. Ну давай, давай. Но не трогай никакие переключатели, хорошо? Особенно вот этот красный - это автопилот. Не трогай."

Яна кивает утвердительно. Кудринский поворачивает ручку переключения режимов автопилота. В результате этого автопилот не отключается полностью, но немного поворачивает самолет в сторону. Так командир думает показать дочери, что она самостоятельно управляет лайнером. Искусственный горизонт показывает, что самолет дает небольшой крен влево. Этот инструмент жизненно необходим, когда за окном ничего не видно. Он показывает пилотам наклон воздушного судна по отношению к поверхности земли.

Яна: "Это был ты. Ты заставил самолет повернуть." Кудринский смеется и возвращает машину обратно на прежний курс.

Рейс SU 593 в этот момент находится на расстоянии 3200 километров от Москвы, практически в центре Сибири. Помощник пилота сообщает диспетчерам на земле, что Аэробус вошел в их зону ответственности. Земля подтверждает, что самолет на радаре.

Теперь Эльдару разрешается сесть на командирское место, и этого момента он давно ждал.

Эльдар: "Папа, можно мне ручку подвигать?"

Кудринский: "Можно. Если ты ее налево потянешь, куда тогда начнет поворачивать самолет?"

Эльдар: "Налево."

Кудринский: "Правильно. Смотри на искусственный горизонт, когда мы поворачиваем."

Эльдару плохо удается тянуть ручку управления. Однако, у его сестры это выглядело так просто. Он пробует это сделать с большей силой, но ему это все равно не удается, так как включенный автопилот не позволяет увести машину с курса. Кудринский поворачивает переключатель частичного отключения автопилота. Внезапно ручку удается тянуть практически без усилий. Снова отец Эльдара включает полный автопилот и самолет выравнивается по горизонту. На этом он заканчивает поворот Аэробуса и мечту Эльдара летать.

Но Эльдар продолжает тянуть ручку управления налево. Опять из-за включенного автопилота она двигается очень неохотно. Вне себя от восторга, Эльдар теперь тянет ручку управления направо. Командир не следит за ним, так как разговаривает в этот момент с дочерью о завтрашнем шопинге в Гонконге.

Эльдар: "Почему он двигается?"

Кудринский: "Двигается он сам по себе?"

Эльдар: "Да, он так делает."

К этому моменту Эльдар сидит в командирском кресле уже около трех минут. Машина заваливается на правое крыло, с каждой секундой угол наклона увеличивается. Похоже, что самолет дает крен сам по себе, но почему, никто точно не знает.

Командир: "Мы что, вошли в петлю ожидания?"

Второй пилот: "Так и есть, вне всяких сомнений."

На мониторе автопилота прямая линия сменяется петлей на 180 градусов. Петля очень похожа на ту, какую самолеты выполняют над аэропортом, пока ждут своей очереди на посадку. Пока командир и его помощник таращатся на монитор, машина продолжает крениться. Аэробус теперь имеет наклон от горизонтали в 45 градусов. Но не для такого крутого крена строился лайнер.

Внезапно на главном экране данные вообще исчезают. Экипаж больше не имеет какой-либо информации о курсе и направлении движения. Машина летит со скорость 500 км/час круто вниз. Как будто в гоночной машине, внезапно всех присутствующих вдавливает в кресла сила инерции. Автопилот А 310 пытается не позволять терять машине высоту. Нос самолета задирается резко вверх.

Из-за сильной перегрузки второму пилоту Пискареву никак не удается дотянуться до штурвала. Наконец он поворачивает его резко вправо, но ничего не происходит. Эльдар продолжает держаться за штурвал, и только он сейчас управляет самолетом. Он не может встать - ускорение вдавливает его в командирское кресло. Его тело стало в два раза тяжелее. В отчаянии Кудринский продолжает бороться с перегрузкой. Рейс SU 593 в большой опасности, а 15-летний сын командира уже 4 минуты не выпускает из рук штурвал самолета.

Лайнер ложится на правый борт и быстро теряет высоту. Командиру нужно непременно занять свое место за штурвалом, но он практически не может двигаться. Машина так быстро крутится, что он тоже не может совладать со своим ставшим в два раза тяжелее телом. В салоне пассажиры испытывают те же перегрузки, что и пилоты. Капитан Данилов, отдыхающий в салоне, тоже из-за перегрузок не может добраться до кабины.

Автоматическая система самолета пытается удержать его в воздухе. Чтобы набрать скорость, система обрушивает Аэробус в штопор. Теперь они несутся к земле, теряя каждую секунду 200 метров высоты. Если пилоты ничего не предпримут, они разобьются в течение одной минуты. Пискарев тянет штурвал на себя, пытаясь выровнять самолет. Это удается и лайнер начинает быстро набирать высоту. Второй пилот смог вывести машину из штопора, но теперь они слишком быстро набирают высоту. Двигатели А 310 слишком слабы, чтобы тащить самолет практически вертикально вверх. Скорость очень быстро падает, и опять потеря контроля.

Кудринскому наконец удается занять свое место. Но Пескарев слишком круто задрал нос самолета, скорость упала, машина снова неуправляема и опять срывается в штопор. Свой последний. Кудринский борется, чтобы вывести Аэробус из нового штопора, это опять удается. Самолет постепенно приходит в равновесие. Кудринский уменьшает тягу, чтобы выйти в горизонтальный полет с меньшей потерей высоты. Но чего не заметили пилоты - сколько высоты они потеряли. До второго штопора высота была всего 6000 метров, и этого не достаточно. Почти вышедший в горизонтальный полет лайнер задевает верхушки деревьев и врезается в лес.

Как мог новый современный самолет так глупо разбиться, и что удалось выяснить следователям? Об этом в следующей части.