14 советов, как написать хороший рекламный текст, от Дэвида Огилви

12 November 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Привет, это Никита Белоголовцев. Вообще это личный блог, но сегодня тут, как вы уже поняли, будет про работу. Точнее, про рекламу.

Главный проект, которым я занимался в этом году — это реклама в Дзене. В какой-то момент я понял, что при всей технологичности у нашей рекламы довольно много общего с рекламой в толстых журналах и газетах. Поэтому я решил перечитать Дэвида Огилви, человека который делал такую рекламу, возможно, лучше всех в истории. Сейчас расскажу, что общего у алгоритмической ленты и журнала, и почему Огилви невероятно актуален и 50 лет спустя.

Дэвид Огилви начинал как коммивояжёр и ученик шеф-повара, а потом основал рекламные агентства "Ogilvy & Mather" и "Ogilvy PR". В 1962 году журнал "Time" назвал его "самым известным волшебником в современной индустрии рекламы"
Дэвид Огилви начинал как коммивояжёр и ученик шеф-повара, а потом основал рекламные агентства "Ogilvy & Mather" и "Ogilvy PR". В 1962 году журнал "Time" назвал его "самым известным волшебником в современной индустрии рекламы"

Основная особенность медиапотребления в интернете — фрагментарность. Пользователь приходит на сайт, читает одну заметку, уходит и, как правило, не возвращается. Поэтому средняя глубина просмотра на большинстве информационных и развлекательных сайтов меньше двух страниц за сессию, а среднее время не больше двух-трёх минут в день. Это значит, что у большинства единиц контента нет даже теоретического шанса попасть пользователю на глаза — как раз потому, что он приходит прочитать конкретный материал и уходит. Это вынуждает рекламные тексты в медиа быть максимально нативными: иначе им критически сложно собрать достаточное количество внешней аудитории.

С журналом или газетой — всё иначе. Читатель покупает их целиком и, как правило, хотя бы мельком просматривает большинство разворотов или полос. В том числе, и рекламных. Таким образом, у любой заметки есть шанс быть прочитанной каждым из тех, кто купил газету. Это позволяет ставить перед рекламными текстами несколько иные задачи: меньше заботиться о привлечении (читатель уже купил журнал) и больше рассказывать о самом рекламируемом продукте.

Яндекс.Дзен в этом противопоставлении, как ни странно, ближе к журналу. В среднем пользователь проводит в Дзене около 40 минут в день. Он много листает ленту (как листают журналы), потом открывает и читает то, что привлекло его внимание. Отличия тоже очевидны:

📚 Весь тираж журнала одинаковый, а содержание меняется только в следующем выпуске.

👩‍💻 Лента Дзена, наоборот, в любой момент подстраивается под интересны каждого конкретного пользователя.

Моя команда занимается производством рекламных текстов. Причём мы всегда ставим задачу, чтобы публикации не просто дочитывались до конца, но и приносили измеримые для клиента результаты: переходы на сайт, заказы, покупки и так далее. Миллионы человек в день видят в своей ленте рекламные публикации и соответственно наша задача делится на три части:

🌅 Заинтересовать читателя ярким (но честным) заголовком и обложкой

😻 Вовлечь читателя интересными первыми абзацами текста

💁‍♂️ Убедить читателя сделать полезное для рекламодателя действие (купить, заказать, подписаться, изучить и так далее)

При этом важно учитывать два момента:

🙅‍♂️ Люди вообще-то приходят в Дзен (или покупают журналы) не ради рекламы. Поэтому рекламные тексты должны быть сопоставимы с остальными по интересу и/или пользе для читателей.

🤷‍♂️ В отличие от таргетированной рекламы мы в основном обращаемся к новым пользователям. То есть тем, кто впервые читает про товар и пока не искал его в поиске или не изучал сайт.

Значит, тексты должны быть одновременно интересными, но и содержательными. То есть много и подробно рассказывающими о товаре, который мы рекламируем. В своей книге "О рекламе" Огилви даёт много полезных советов о том, как писать такие тексты. Мне кажется, для любого, кто работает с рекламой это гораздо более полезное чтение, чем, например, "Пиши сокращай". У меня не было задачи написать конспект книги или пересказать её основные тезисы. Это некоторый набор мыслей и наблюдений, которые показались мне полезными или любопытными. В каждом пункте цитата из книги и небольшой комментарий от меня.

1. В заголовке обещайте, что жизнь читателя станет лучше (или намекните, что знаете, как сделать её лучше)

Самые лучшие заголовки – те, которые обещают читателю какую-нибудь пользу или выгоду: например, более тщательную стирку белья, больший пробег на литр бензина, избавление от прыщей или предотвращения кариеса.

Базовая задача любой рекламной коммуникации объяснить потенциальному покупателю, как рекламируемый товар сделает его жизнь лучше. Поэтому если у вас есть возможность вынести это улучшение в заголовок — глупо её игнорировать.

Четыре очень разных заголовка рекламных статей, но все они обещают читателю рецепт улучшения или упрощения его жизни
Четыре очень разных заголовка рекламных статей, но все они обещают читателю рецепт улучшения или упрощения его жизни

2. Обращайте особое внимание на начало

Люди отказываются смотреть большинство телевизионных роликов просто потому, что они начинаются с чего-нибудь крайне банального. Вы-то знаете, что дальше произойдет нечто увлекательное, но зрителю это неизвестно. Он так никогда и не узнает этого – он уже выключил телевизор и ушел в ванную.

Конкретно эта цитата про видео, но к текстам это относится не в меньшей степени. Помните, читатель несчастный человек: в отличие от вас он ещё не знает, какое неожиданное сравнение вы придумали для третьего абзаца, какую свежую метафору употребили в пятом и какую смелую шутку приберегли для последнего. Не знает и никогда не узнает, если начало текста будет скучным, нудным и пресным.

3. Пишите для живых людей, а не манекенов

Британская королева Виктория часто жаловалась на то, что знаменитый премьер-министр Гладстон всегда разговаривал с ней так, словно бы выступал перед огромной аудиторией. Ей гораздо больше нравился Дизраэли, который беседовал с ней как с конкретной личностью. Когда вы садитесь за написание рекламного текста, постарайтесь подражать стилю Дизраэли.

Тут прокомментирую цитату постом из нашего телеграм-канала (подписывайтесь, кстати!):

«Целевая аудитория — мужчины и женщины 25-35 лет с детьми» — это не живые люди, а манекены. Если добавить «родители 25-35 лет, которые заботятся о раннем развитии ребенка», то получится одетый манекен — уже лучше, но все равно бесполезно. Я стараюсь найти реального человека (друга, коллегу, приятеля в фейсбуке), задать ему вопросы и держать в голове его образ, пока работаю над текстом.

4. Не просто подписывайте иллюстрации, а делайте это со смыслом (и не в последний момент!)

Под каждой иллюстрацией должны быть подписи. Их читают вдвое чаще, чем сам текст. И помните, что подписи также должны «продавать» продукт. Самые лучшие подписи – такие, которые сами по себе кажутся мини-рекламой.

В большинстве редакций заведено, что автор текста не имеет никакого отношения к иллюстрациям и подписям под ними. В итоге подписи, как правило, пишут в последний момент и зачастую тот, кто вообще не работает с текстами. И это большая ошибка.

Ленивый редактор написал под фото "Новый RAV4", а умный продолжает рекламировать машину и использует для этого все доступные элементы
Ленивый редактор написал под фото "Новый RAV4", а умный продолжает рекламировать машину и использует для этого все доступные элементы

Иллюстрации действительно привлекают внимание и текст под ними обязан быть осмысленным. Нельзя допускать ситуации, когда редактор придирается к мелкой помарке в девятом абзаце, а стратегически важным местом в публикации никто не занимается.

5. Не бойтесь писать длинные (и даже очень длинные) тексты

Длинные тексты действуют на потенциального потребителя эффективнее коротких, особенно в случаях, когда вы предлагаете ему потратить довольно большие деньги. Только новички обходятся короткими текстами.

Разумеется, длинна текста не должна быть самоцелью. Если вы можете описать все важные свойства и преимущества товара в компактном тексте — отлично. Но обычно чем больше денег мы собираемся потратить — тем больше аргументов нам надо. Потому часто объём рекламного текста прямо пропорционален сложности или цене товара. Тексты про недвижимость или про газовые котлы, которые читают по 5-7 минут, это не только нормально, но и очень хорошо.

6. Пишите длинно не ради знаков, а ради фактов

После исследования результатов нескольких рекламных кампаний торговых фирм доктор Чарльз Эдвардс пришел к заключению, что «чем больше фактов вы рассказываете, тем больше товаров вы продаете». Шансы каждой конкретной рекламы на успех увеличиваются прямо пропорционально количеству достоверных интересных фактов, которые вы в нее включаете.

Это продолжение и развитие прошлого тезиса. Вообще, я считаю, что короткий текст по умолчанию лучше длинного. И что любое слово, которое не делает текст лучше, делает его хуже. Но факты делают тексты лучше (и лучшие продают).

7. Никогда (слышите, никогда!) не недооценивайте форматирование

Вам может показаться, что я преувеличиваю значение качественной печати. Вас интересует, доводилось ли мне, к примеру, хоть раз слышать признание какой-нибудь домохозяйки, что она купила новый стиральный порошок только потому, что его реклама была набрана удобным для чтения шрифтом. Нет, такого не случалось. Однако неужели вы думаете, что какая бы то ни было реклама может оказаться эффективной, если ее почти никто не в состоянии прочесть? Как говорится, нельзя спасти ничью душу в пустой заброшенной церкви.

Огилви не мог посчитать, как именно форматирование влияет на эффективность рекламы, а мы можем. Например, команда "Тинькофф", которая делает эффективную рекламу в Дзене, рассказывает, что одна вертикальная картинка в тексте (вместо горизонтальной) может сократить количество дочитавших публикацию до конца на 27%.

Теперь, даже если нужно показать вертикальные скриншоты с мобильного, "Тинькофф" старается сделать картинку горизонтальной. И вы старайтесь!
Теперь, даже если нужно показать вертикальные скриншоты с мобильного, "Тинькофф" старается сделать картинку горизонтальной. И вы старайтесь!

8. Не стесняйтесь и не прячьте реальные цены

Всегда старайтесь указать конкретную цену товара. Вы можете увидеть красивое колье в витрине ювелирного магазина, однако вы не задумываетесь всерьез над тем, чтобы его купить, потому что цена не указана, а сами вы стесняетесь зайти внутрь и спросить продавца. То же самое и с печатными рекламами. Когда цена товара отсутствует, люди обычно перелистывают страницу.

Поспорю с тезисом "перелистнут, если не будет цены", но скажу "хорошо, если увидят пугающую цену и не дочитают до конца". Даже если вы понимаете, что цена может стать для пользователя непреодолимым стоп-фактором, всё равно лучше назвать её заранее. Ситуация "прочитал рекламный текст, перешёл на сайт, увидел цену, выругался про себя, ушёл и не вернулся" плоха абсолютно для всех. Для площадки — тем, что она впустую потратила время пользователя и подорвала его доверие к себе.

9. Подумайте, что по-настоящему отличает продукт, который вы рекламируете, от других

Я советую останавливать внимание на уникальных вещах, которые можно встретить лишь в этой единственной стране. Люди вряд ли согласятся проехать полмира лишь затем, чтобы, прибыв на место, увидеть там все то же самое, что они могут с тем же успехом увидеть у себя дома. Если вы хотите убедить швейцарцев поехать отдохнуть в Соединенных Штатах, не стоит рассказывать им об американских горнолыжных курортах. Если вашей аудитория французы, не вздумайте рекламировать им американскую еду.

Огилви писал это про страны, но тезис вполне себе универсальный. Мы живём в мире сравнительного изобилия, где практически у каждого товара есть прямой конкурент. Постарайтесь найти реальное отличие вашего товара от конкурентов, даже если это шутки чат-бота в приложении. Разумеется, текст не должен состоять только из отличий, но и если вы просто продублируете предложения конкурентов, это вряд ли приведёт вас к успеху.

10. Используйте подзаголовки как "скрипт продажи"

Подзаголовки в середине текста значительно облегчают восприятие и делают рекламное объявление намного более «читабельным». Располагать их следует примерно в такой же последовательности, в какой разъездные коммивояжёры перечисляют одну за другой качественные стороны предлагаемого ими товара.

Кроме довольно очевидной мысли "используйте подзаголовки и форматирование", тут есть ещё интересное сравнение с коммивояжёрами. Огилви, очевидно, гордится, что он начинал коммивояжёром и стал хозяином крупнейшего агентства. И он советует не игнорировать опыт тех, кто гораздо чаще копирайтеров занимается непосредственными продажами продукта.

Позвоните в офис продаж, посмотрите на продающий лендинг и на описание приложения в сторе. Последовательность тезисов, ключевые формулировки и определения там протестированы много раз и, возможно, вам не придётся изобретать велосипед. Например, один из своих первых (но хороших!) рекламных текстов я написал, после того, как просто позвонил на горячую линию карты рассрочки и прочитал самые распространённые вопросы на форумах.

11. Пишите то, что действительно работает, а не то, что нравится бренд-менеджеру

После соответствующих исследований и опросов я выяснил, что большинство американских туристов больше всего хотели бы увидеть в Великобритании, так сказать, историю и традиции. Именно им я и постарался уделить максимум внимания в своей рекламе — как выяснилось, чтобы вскоре быть преданным анафеме со стороны британской прессы за навязывание имиджа страны, живущей только прошлым.
Почему, дескать, я не обращал внимания публики на развитую индустриальную культуру? Почему я не демонстрировал людям новейшие атомные электростанции, которые только что появились в Великобритании? Да потому, отвечаю я, что наши опросы четко указали, что американские туристы абсолютно не желают видеть ничего подобного, вот почему.

В каких-то ситуациях рекламодатель действительно не может трезво оценить свои преимущества или просто сравнить себя с конкурентами. В каких-то — просто не может качественно заполнить бриф. Из этой противной ситуации нет одного универсального выхода и выкручиваться вы будете каждый раз по-разному. Просто помните, если вы прогнётесь и всё-таки напишете про "атомные электростанции и индустриальную культуру", реклама не сработает, а крайним сделают именно вас.

12. Любите аналитику, но будьте с ней внимательны и осторожны

Я признаю, что исследования часто используются агентствами и их клиентами совершенно неправильно. Они пытаются доказать себе, что правы. Они используют исследования точно так же, как пьяница — фонарный столб: не для освещения, а для опоры. Однако в целом исследования могут оказать неоценимую помощь при создании более эффективной рекламы.

В подавляющем большинстве случаев у вас не будет полной картины или достаточного материала, что сказать, что исследование полное и корректное. Зато будет огромный соблазн подогнать задачу под ответ или попробовать переложить ответственность.

Здесь можно было расстроиться, что только 29% дочитали текст до конца, а можно — обрадоваться, что пользователь аж 4 минуты читали про инфраструктуру в новом районе Москвы (спойлер: второе оказалось важнее)
Здесь можно было расстроиться, что только 29% дочитали текст до конца, а можно — обрадоваться, что пользователь аж 4 минуты читали про инфраструктуру в новом районе Москвы (спойлер: второе оказалось важнее)

Всегда задавайте себе вопрос "цифры действительно это говорят, или я хочу в них это увидеть?". И тогда внезапно окажется, что продаж нет не потому, что "сайт рекламодателя плохо загружается с некоторых браузеров", а просто у вас получился слабый текст. Бывает.

13. Убедитесь, что читателю вообще понятно то, что вы рассказываете

Исследование всегда укажет вам, доносит ли до потребителя ваша реклама ту информацию, которую она именно и должна доносить. Вспомните предупреждение И. Б. Уайта: «Когда вы что-нибудь говорите, убедитесь в том, что вы сказали именно это. Шансы на то, что вы сказали то, что хотели сказать, более чем относительны».

Честно говоря, был уверен, что это художественное преувеличение, пока не попал в забавную ситуацию. В одном из наших рекламных текстов было впроброс сказано о возможности оформить кредитную карту. При этом большую часть текста рекламировался совсем другой товар. В итоге заявок на карты было ощутимо больше, чем на сам объект рекламы. Повезло, что и того, и другого было довольно много.

14. Смотрите на абсолютные, а не относительные цифры

В среднем только пять процентов от общего числа читателей журналов и газет интересуются рекламными текстами. На первый взгляд эта цифра кажется крошечной, пока вы не вспоминаете, что пять процентов читателей журнала «Ридерз Дайджест» – это около полутора миллионов мужчин и женщин.

Во-первых, здесь мне бросилось в глаза, что цифра в пять процентов в целом соотносится с CTR успешных рекламных публикаций в Дзене. Во-вторых, проценты часто вводят в заблуждение. "Наша аудитория женщины, а их среди читателей только 60%, это провал". Пересчитайте в абсолютные цифры. И может выясниться что, например, 60 000 прочитавших женщин (пусть и из 100 000 всего) это гораздо больше, чем вы ждали и планировали.

Изначально я хотел добавить сюда и любопытные мысли Огилви про бизнес, лидерство и даже публичные выступления, но тогда текст стал бы нечитаемым даже в теории. Так что, мне, видимо, придётся написать вторую часть, а вам подписываться и следить за анонсами.