Следующая остановка – планета Чиатура

Я аккуратно ступила на борт нашего пепелаца. Полет предстоял как минимум в атмосфере планеты. Дама я в меру культурная, так что глянув себе под ноги, только и сказала: "едить -колотить", и как никогда обрадовалась своему весу в 40кг;)

И в этот момент мы понеслись над пропастью.

"Смотри-ка, а вот и гравицапа - можем и в глубину Вселенной рвануть",-

говорят мои друзья, с которыми мы уже месяц путешествуем по Грузии: Сергей, Саня и Игорь.

И действительно, в фильме "Кин дза дза Гравицаппа в пепелаце устанавливается в так называемую цаппу, которая выглядит, как очень ржавая гайка.

Общественный транспорт в городе Чиатура очень часто сравнивают с тем, что есть в фильме Данелия. Что ж есть сходство будут иногда показывать.

Начнем, пожалуй, по порядку.

Грузинский город Чиатура находится примерно в 200 км от Тбилиси. Накануне мы переночевали в палатках в этом прекрасном месте. Кацхи.

Первый храм тут, на вершине скалы, построили в древние времена, от него остались лишь фундамент и неизвестное захоронение. В 2008 году один монах решил построить маленький храм и келью. На вершину ведет железная лестница и если звезды сойдутся, наверх можно будет подняться. Но, и внизу очень здорово. Лес, поляны, холодная речка, чтобы искупаться и кони, которые приходят жевать палатку;) Рекомендую.

А вот и Чиатура начинается

В интернете пишут разное, и многие говорят об этом месте, как одном из самых депрессивных в Грузии.

Я не согласна и предлагаю увидеть Чиатуру нашими глазами.

Почему мы вдруг туда решили ехать? А как же не поехать в город, где весь городской транспорт - канатные дороги.Пассажирские и грузовые

Между всеми районами города, расположенного на высоких скалах вокруг ущелья, с островками многоэтажек

И грузовые канатки

По большому счету, из-за них, все и началось. Здесь в 1789г нашли марганцеву руду и позже построили завод по ее добыче и обогащению. К 1900 уже подвели железную дорогу. Были времена, когда Чиатура поставляла 50 процентов всего марганца в мире. А марганец - основной компонент выплавки стали. Так что, ко многим тоннам стали мире этот город имеет прямое отношение. Так что, в 1950-х годах из города решили сделать что-то необыкновенное. Как будто по сценарию фильмов про будущее.

Именно здесь в 1954 году была построена первая в СССР канатная дорога. Она связала центр города и один из районов. И уже 60 лет действует без перерыва.

Следом открылось еще 16 канаток, потом еще. До сих пор Чиатура является мировым лидером по количеству канатных дорого общего пользования в городе.

И все они выглядят, как и 60 лет назад

С поправкой, конечно, на возраст

И не смотря на это, бесконечно прекрасные. У каждой станции свой дизайн и свои вагончики. Архитекторы и дизайнеры, действительно постарались и сделали нечто уникальное в своем роде.

Было ли мне страшно?

У вагончиков вполне приличная скорость. И в первую дорогу в гору было лишь чуток не по себе .Тем более мои парашютисты, виндсерферы и альпинисты меня бодрили, а наша вагоновожатая смешила и рассказывала истории про город. Кстати, я читала что-то кто-то не смог не то, что сфотографировать, но и даже поговорить с местными. Вот не верю, что в Грузии такое возможно;)

Так вот, а когда помчались вниз, ухнули в пропасть..И заложило уши...

Я не вовремя узнала, что тормоза нет. На одном канате 2 вагона, работающие, как маятники - один который едет вниз с помощью электромотора, тянет того, кто набирает высоту...Говорят, что в случае аварии или отключения электричества как-то можно дотянуть вагоны вручную...

А потом привыкла, и было просто интересно с небольшими дозами адреналина, когда начинало покачивать или дергать при остановке

Вагончики двух основных типов. С кабино-вожатой и космической связью со станцией

и с внешним оператором

Многие из них радуются, увидев русскоязычных и не прочь поговорить о жизни, вспомнить старые фильмы и попеть песни.

И как принято в Грузии - пригласить в гости

Кабинки если провожатого нет, закрываются снаружи на электро- замок.

Ах, "аэровокзалы"...

Канатки принадлежат горнодобывающей компании, и большинство из них бесплатные.

Прочитала, что это работа грузинского художника Dr.Love (Bacha Khoperia) 2015г.

Пульт управления полетом

После развала Союза почти все шахты были заброшены, а город стремительно несся к упадку. Конечно, и сейчас есть депрессивные места.

Да, в некоторых многоэтажках нет отопления

Но, местные рассказывают, что в город постепенно возвращается молодежь, уехавшая искать работу. Город оживает, шахты начали работу. Центральные канатные дороги были закрыты, потому что правительство выделило больше 10 миллионов долларов на их полную замену (кажется, французской компанией). А центр города очень даже уютный

И, конечно, можно вкусно и не дорого поесть! И опять с разговорами, расспросами и бесконечными добавками еды.

В городе есть театр имени А.Церетели. И не просто здание, а театр с действующей труппой и регулярными спектаклями.

Мы были в сезон отпусков, но паренек на вахте предложил пройти по всем этажам и разрешил подняться за сцену, заглянуть за кулисы и зажег свет, что бы мы могли рассмотреть всю красоту здания

Вот что не понравилось мне, так это- река Квирила

На ней стоит перерабатывающий комбинат, так что, воды очень мутные.

Кстати о предприятиях. Когда шахты были полузаброшены, туда можно было пройти. Сейчас уже охрана и все серьезно

вот на комбинат нас под присмотром пустили поглазеть, сильно не внедряясь во внутрь

Туристов здесь практически нет, за все время нам встретилось пара иностранных ребят и пара русских.

Чиатура находится не на основной тропе и приехать сюда случайно не получится.

Это- не простое, но очень искреннее место.

Желаю его жителям, чтобы все наладилось! А гостям Грузии рекомендую увидеть такую уникальную Чиатуру, которая навсегда останется городом канатных дорог!

Другие мои посты по тегу #Грузия в БЛОГЕ