БУДУЩЕЕ с ЯНДЕКС ДЗЕН или Как зарабатывать на новостях в XXI веке?

16.10.2017

Сразу скажу, к Яндексу не имею никакого отношения. Всё ниже написанное исключительно моё личное мнение.

Для всех, кто интересуется новостным бизнесом, трудно избежать ощущения, что газеты находятся на пороге смерти. Каждый день приносит нам всё больше новостей об увольнениях, банкротствах и закрытиях в индустрии печатной журналистики.

Но почему сейчас наступило такое печальное время для газет?

ЗАКАТ НАЧАЛСЯ С РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Газеты имеют долгую и легендарную историю, которая насчитывает сотни лет. И хотя корни этой истории уходят в 1600-е годы, расцвет газет пришёлся на XX век.

Но с появлением радио и позже телевидения тиражи газет (количество проданных копий) начали постепенно и неуклонно снижаться. К середине 20-го века людям просто не нужно было использовать газеты как единственный источник информации. Это особенно верно в отношении новостей , которые могли быть переданы гораздо быстрее через широковещательные СМИ.

И по мере того, как телевизионные выпуски стали более изощренными, телевидение стало доминирующим средством массовой информации. Эта тенденция ускорилась с ростом крупных телерадиовещательных компаний таких как, РТР у нас или CNN в Америке.

ГАЗЕТЫ СТАЛИ ИСЧЕЗАТЬ

Первыми жертвами пали дневные газеты. Люди, возвращающиеся с работы, всё чаще включали телевизор, а не открывали газету. Дневные газеты в 1950-х и 1960-х годах видели, что их тиражи тают, а река прибыли усыхает. Потому как телевидение перехватывало всё больше доходов от рекламы, которые раньше получали газеты.

Но даже когда телевидение получало всё больше аудитории и рекламных денег, газетам всё же удалось выжить.

Да, газеты не могли конкурировать с телевидением с точки зрения скорости передачи информации, но они могли обеспечить более глубокое освещение новостей, чем телевизионные новости.

Именно этого преимущество использовали здравомыслящие редакторы, чтоб обновить свои газеты. Репортёры стали писать больше историй, используя свои аналитические и художественные способности. Также, газеты были вынуждены измениться, чтобы быть более привлекательными с точки зрения дизайна и вёрстки.

ПОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТА

Но если телевидение представляло собой удар по телу газетной индустрии, то всемирная паутина может оказаться тем самым последним гвоздём в гробу с этим самым телом.

С появлением Интернета в 1990-х годах огромное количество информации вдруг стало возможным получить быстро и бесплатно. Большинство газет, не желая отставать от времени, начали создавать сайты, на которых они по сути отдавали свой самый ценный товар - их контент - не получая за это доход. Эта модель на сегодняшний день по-прежнему остается преобладающей.

Однако теперь, многие аналитики считают, что это, возможно, фатальная ошибка. Многие журналисты и некогда преданные им читатели, поняли, что если они могут бесплатно получать доступ к новостям в Интернете, то тогда зачем платить за газетную подписку.

КРИЗИС УХУДШАЕТ ПОЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

Экономически трудные времена только ускорили эту проблему. Доход от печатных объявлений упал, и даже доход от рекламы в Интернете, который, как надеялись издатели, мог бы изменить ситуацию, замедлился. И сайты, такие как Avito или Craigslist, съели доходы изданий от объявлений.

Отсутствие прибыли заставило издателей газет уволить или сократить штат сотрудников, но думаю, что это только ухудшит ситуацию.

Закрывая разделы своих изданий, владельцы газет уменьшают свою аудиторию. Они не делают лучше для своего бизнеса, они его убивают.

Действительно, это головоломка перед газетами и их читателями. Все согласны с тем, что газеты по-прежнему представляют собой непревзойденный источник глубоких новостей, анализа и мнения и что, если газеты полностью исчезнут, то вроде бы ничто не сможет их заменить.

ЧТО ЖДЕТ В БУДУЩЕМ

Мнения изобилуют тем, что газеты должны делать, чтобы выжить. Многие говорят, что издания должны начать взимать плату за свой веб-контент, чтобы поддерживать расходы на печать. Другие говорят, что печатные издания скоро пройдут этот нелёгкий путь и станут полностью онлайн.

Но то, что на самом деле произойдет, остается догадкой.

Хотя с появлением Яндекс-Дзена ситуация вырисовывается. Система микроплатежей, которую использует Яндекс для оплаты контента, созданного авторами, очень перспективная модель монетизации.

И как интернет превратил мир в "большую деревню", так и Яндекс-Дзен за счёт децентрализации уничтожает старую модель предоставления новостей и статей. И именно за такой моделью будет будущее у журналистов.

Дело за малым, сможет ли искусственный интеллект так же качественно отбирать материал, как делал это главный редактор?