Зачем мужчин в опере кастрировали? И как появилась опера?

15.05.2018

Опера, родившаяся в Италии более 400 лет назад в эпоху Возрождения — это сочетание вокальной и оркестровой музыки, драмы, изобразительного искусства и танца — вдохновляла людей на протяжении веков.

Во Флоренции небольшая группа художников, государственных деятелей, писателей и музыкантов, известная как Флорентийская Камерата, решила воссоздать повествование греческой драмы с помощью музыки. Якопо Пери сочинил Дафне (1597), которую многие считают первой оперой. С этого момента начали появляться два типа опер: опера "Серия", или величественные, формальные и достойные произведения, подходящие для королевской семьи, которая их посещала и спонсировала, и опера "Буффа", или комедии.

В эпоху барокко опера захватила Европу штурмом и была впечатляющим, дорогим делом, полным витиеватых арий и богато украшенных декораций с движущимися частями. Одним из величайших композиторов итальянской Барочной оперы был немец, проживший почти всю жизнь в Лондоне — Георг Фридрих Гендель. Этот период также видел рост кастратов - певцов мужского пола, которые были кастрированы как мальчики, чтобы сохранить их сопрано голоса. Немногие, кто выжил и добрался до вершины, были поющими звездами 17-го и 18-го века. Сегодня эти роли исполняют контртеноры или женщины.

Содержание оперы начало меняться в классический период (1750-1830). Это было вызвано общественным движением, известным как Просвещение, с менее сложными музыкальными формами и более реалистичными сюжетами (читай: меньше богов, больше людей) и реакцией на чрезмерное вокальное отображение.

Последним композитором классической оперы был Моцарт. Возьмите его Фигаро - фарс, где слуги в конечном итоге перехитрили своих аристократических мастеров, основанный на пьесе французского писателя Бомарше. Это быстро, непочтительно и смешно, но полный потрясающей музыки. Моцарт был также мастером высокой драмы, как видно из его шедевра Дон Жуана.

Опера продолжала процветать и становилась все больше, громче и длиннее в романтический период (1830-1900). Великая опера была внезапно в ярости. Одним из важных стилей в это время было итальянское движение bel canto (буквально означающее “красивое пение”), которое было все о вокальном блеске и орнаменте, подкрепленном более простой гармонической структурой.

Сцена "Люсии Ди Ламмермур".
Сцена "Люсии Ди Ламмермур".

Джоаккино Россини обладал особым талантом к эпатажной комедии и незабываемым мелодиям—как его Севильский цирюльник. Тем не менее, многие композиторы Бель Канто наслаждались хорошей трагедией, часто заставляя своих героинь сходить с ума через сорванную любовную связь. Это был хороший повод, чтобы заниматься длительным и сложным вокальным отображением. Самая известная "безумная сцена" происходит в "Люсии Ди Ламмермур" (написал Гаэтано Доницетти), где героиня, принужденная к браку, убивает своего мужа в брачную ночь, а затем эффектно теряет рассудок.

Самая известная опера 19 века и, возможно, самая популярная из всех времен - это опера композитора Жоржа Бизе "Кармен". Это неспроста - история цыганки, которая ценит свою свободолюбивую жизнь превыше всего, а солдат, который становится одержим ею, переполнен запоминающимися мелодиями.

В конце 19 века доминировали два гиганта оперы: итальянский Джузеппе Верди и немецкий Рихард Вагнер, оба родившиеся в 1813 году. Верди, чьи оперы включают "Риголетто", "Трубадур" и "Аида", написаны в мелодичном и драматическом стиле. Верди понимал человеческий голос и внутренние процессы, стоящие за созданными им персонажами. Пожалуй, самая популярная его опера - "Травиата", повествующая о прекрасной куртизанке Виолетте, смертельно больной туберкулезом.

Сцена "Леди Макбет"
Сцена "Леди Макбет"

Между тем, в Германии Вагнер единолично изменил ход оперы с его огромными амбициями и талантом, привнеся новые идеи в гармонию, использование лейтмотивов и расширенное использование оркестра и оперной структуры. Вагнер оказал огромное влияние на музыкальный мир, особенно на композиторов Густава Малера, Антона Брукнера, Жюля Массне и Рихарда Штрауса, чьи оперы "Саломея" и "Розенкавалье", характеризующиеся виртуозностью в оркестровом написании и цветовой гамме, пропитаны поздне—романтическим стилем Вагнера.

В начале двадцатого века доминировал другой итальянец с свободным даром для мелодии, Джакомо Пуччини. Он написал чрезвычайно популярные произведения в итальянской Великой оперной традиции (обычно с трагической смертью героини) с новым акцентом на реализм.

Политика XX века столкнулась с искусством в "Леди Макбет" (опера Дмитрия Шостаковича); настолько тревожно, блестяще драматично она была осуждена советской властью. В Великобритании Бенджамин Бриттен показал себя одним из мастеров оперы с дебютом в 1945 году Питера Граймса. Расположенный на побережье Суффолка, это история трудного, изгоя рыбака, его недоверчивых соседей и моря, которое доминирует в их жизни.

Кажется, что пока есть история и идеи, которые нужно рассказать, опера будет процветать. В конце концов, это просто усиленное, мультисенсорное средство осмысления болезненных, славных, сложных истин о человеческом состоянии.

Ставьте Лайки и подписывайтесь на наш канал WONDERS PLANET