Школьный буллинг. Как бороться с детским насилием?

15.05.2018

Слово «буллинг» не совсем знакомое в нашем языке, но с этим явлением так или иначе сталкивались практически все. Яркий пример описан в фильме Ролана Быкова «Чучело».

В переводе с английского bully означает «травля» или «запугивание». Многие психологи даже говорят об эпидемии, причем во многих цивилизованных странах мира. В Интернете дети сами часто выкладывают видео своих издевательств над сверстниками. Но проблема в том, что часто агрессоры остаются безнаказанными. Не все родители хотят доводить дело до суда и стараются уладить дело мирным путем.

Существует много определений буллинга в зависимости от коллектива. В общем школьный буллинг можно сформулировать так: агрессия одних детей против других, когда наблюдается неравенство сил агрессора и жертвы, при этом агрессия часто повторяется. Буллинг как явление впервые был описан еще Зигмундом Фрейдом.

Школьный буллинг является одной из причин самоубийств среди подростков в результате серьезной психотравмы, вызванной насилием. Дети в коллективе используют разные виды умышленного физического и психологического прессинга. Самыми тяжелыми являются нанесение телесных повреждений, но психологическое давление может нанести не меньший вред детской психике. Угрозы, обидные клички и прозвища, распространение оскорбительных слухов, бойкот, вымогательство денег и подобное могут привести к нарушениям психического здоровья ребенка. Агрессия в большинстве случаев направлена на одних и тех же детей.

Исследователи доказали, что агрессоры обычно испытывают потребность властвовать над кем-то, они несдержанные, агрессивные, часто грубят взрослым. Характерной особенностью является то, что проявляя насилие, они при этом могут оставаться спокойными. Чаще всего школьный буллинг распространен среди мальчиков, но нередко случается и среди девочек. Если среди мальчиков распространено физическое насилие, то девочки больше применяют психологические методы давления.

Чаще всего агрессорами становятся дети, которые не получают достаточного внимания и любви от родителей. Накопившаяся агрессия на родителей не может найти выхода и выплескивается на более слабого сверстника. У большинства буллеров отмечаются нарциссические черты характера. Характерной особенностью является их стремление к власти и потребность в наличии «зрителей». Они часто задевают учеников или учителей перед всеми и смотрят на реакцию: если ученик слишком чувствителен и расстраивается, то травля может усиливаться.

Жертвы обычно не уверены в себе, пугливы, мнительны, физически слабее, часто не имеют близкого человека, с кем они могли бы поделиться своими проблемами и тревогами. Бывают случаи, когда некоторые дети своим поведением провоцируют негативное отношение учителей, что может привести к плохому отношению и со стороны сверстников. Очень часто жертвами становятся дети, отстраненные от коллектива, которые не могут наладить отношения со сверстниками. Иногда причиной могут быть социально-экономические или этнические факторы.

Учителя часто не могут справиться с буллерами. Бывают случаи, что на попытку учителя пресечь выходку ученика тот еще больше идет на конфронтацию: «Вы мне все равно ничего не сделаете!» Они прекращают свои выходки только таким образом, чтобы окружающие поняли, что агрессор сам этого захотел, а не его заставили. Одной из причин властолюбивого поведения школьников является современная мода на «сильную личность». В последнее время в обществе распространены книги и тренинги на темы, как стать лидером, как управлять людьми и тому подобное. Но дети не всегда понимают смысл сильной личности, и сила у них может выражаться в потребности власти над другими людьми.

Полное искоренение буллинга невозможно, так как это одна из форм формирования отношений в детском и подростковом коллективе. За рубежом проводят целые социально-педагогические программы, направленные на борьбу с насилием в школе. Буллингу необходимо противостоять, поскольку это явление сопряжено с высоким риском суицидов среди подростков. Жертвы буллинга всегда испытывают сильный стресс, что также может отразиться и на их здоровье. Многие жертвы отмечали, что забыть травлю они не могли долгие годы, и это сказывалось на их дальнейших отношениях с людьми. Их чаще беспокоит тревожность и депрессия.

Для наблюдателей этот процесс также не проходит бесследно: у них развивается чувство безразличия к страданиям жертвы, и как следствие, подросток ожесточается. Кроме того, нарушается формирование личной ответственности, подросток может заявлять: «А что я мог сделать? Там все были и смотрели». Часто наблюдатели записывают насилие на видео и показывают другим детям.

Как найти выход из тяжелой ситуации?

Часто проблема состоит в том, что жертвы обычно никому не жалуются. Если в семье нет доверительных отношений, то ребенок не может рассказать о плохом отношении к себе. Во многих случаях, услышав жалобы ребенка, родители могут ответить: «Так дай сдачи». Но такой совет не всегда срабатывает. Если ребенок подвергается насилию со стороны более старших и сильных учеников, он никак не может им дать сдачи. А если оказывается психологическое давление, то часто он оказывается в тупике, из которого не может найти выхода. Родители всегда должны внимательно выслушивать жалобы ребенка и относиться к этому серьезно. Если ребенок будет чувствовать поддержку родителей и близких людей, то пережить проблемы в школе ему будет значительно легче. Если ситуация совсем критическая, то можно подумать и о смене места учебы.

Большую роль играют и учителя, которые должны сделать все возможное, чтобы не подтолкнуть ребенка к суициду. Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются». Если учителя заметили травлю одного из учеников, необходимо срочно вмешиваться и применять административные меры наказания, привлекая при этом родителей. При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети — эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы.

Как учителю вести себя с буллером?

Во-первых, не зацикливаться на конфронтации с учеником. В данном случае подросток хочет показать, что он сильнее вас.

Во-вторых, можно проигнорировать выходку трудного ученика или просто пристально посмотреть ему в глаза. Нужно помнить, что буллеру нужны зрители для того, чтобы максимально проявить демонстративное поведение. Во время проведения урока можно подойти близко к ученику и находиться некоторое время рядом с ним, называя при этом его имя. Например: «Таким образом, Коля, квадрат гипотенузы равен…»

В-третьих, можно вовлечь буллера в учебный процесс, прекратить урок и попросить его что-то сделать. Нужно дать ученику понять, что вами нельзя манипулировать.

В целом, проблема школьного буллинга должна решаться на уровне семьи, класса и школы. Только совместными усилиями можно справиться с детской агрессией и жестокостью.

Источник сайт : https://shkolazhizni.ru

Огромная просьба, ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал. Вам полсекунды, а мне стимул к новым статьям:)