Где сейчас спит Золотая баба?

31.07.2018

В августе 1598 года, ровно 420 лет назад, прославленный воевода Войеков разгромил хана Кучума подле реки Ирмень, неподалеку от знаменитого ныне новосибирского АОЗТ Юрия Бугакова, производящего молоко.

Воевода успешно довершил дело, начатое еще Ермаком. Остатки разбитого войска русские догнали возле деревни Чемы, а сам Кучум скрылся в Чертовом городище, селении чатских татар, которое находилось когда-то как раз между Областным советом и Внешторгбанком. Именно с этого события и началось массовое заселение русскими Сибири.

Помимо позора, хан Кучум увез с собой и родовой символ западносибирских племен -- "золотую бабу". Как свидетельствовали потомки побежденных манси и ханты, Кучуму удалось-таки похитить статую у владельцев-шаманов. И больше о ней не было ни слуху ни духу... До недавнего времени.

В низовьях Иртыша течет таежная река Конда. В болотистых лесах вокруг нее доживают свой век коренные обитатели этих мест - ханты и мансы - два малочисленных народа, оставшихся от некогда большой северной страны Югра. В старину главной святыней Югры была статуя богини Юмалы, отлитая из чистого золота. Местные жители называли ее Золотой Бабой. Статуе поклонялись племена, обитавшие по обе стороны Урала и на север - до полуострова Ямал. Простые люди не имели права входить в ее сокровищницу. Лишь потомственные хранители, носившие особые красные одежды, общались с богиней и ухаживали за статуей. Они же собирали дань - монеты, меха, украшения. Каждый человек, проходивший мимо заповедного леса, в котором находилась сокровищница, должен был что-нибудь подарить Золотой Бабе.

О югорском идоле известно немного. Ходили слухи, что статуя не то говорила, не то кричала. 400 лет назад германский посол Сигизмунд Герберштейн составил "Указатель пути к Печоре, Югре и Оби", в котором сказано следующее: "Золотая Баба есть идол, находящийся при устье Оби... Рассказывают, что этот идол - статуя в виде некоей старухи, держащей в утробе сына, и будто рядом с ней находится еще ребенок, про которого говорят, что он ее внук. Кроме того, будто бы она имеет некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб".

У богини было много имен, но самое главное - Юмала, или по-ненецки Яу-мал. Почти тысячу лет назад о Юмале узнал скандинавский певец-скальд Снорри Стурлуссон. В своих сагах он поведал о подвигах знаменитого викинга и разбойника Торира, ходившего в 1023 году к берегам Белого моря. Торир видел золотого идола на Северной Двине. Юмала стояла в глухом лесу, на кургане, рядом находились россыпи несметных сокровищ. Земля на кургане была смешана с монетами. На коленях богиня держала большую чашу. Торир сумел узнать дорогу к статуе и со своей дружиной ограбил сокровищницу, унеся столько золота, сколько он и его товарищи смогли взять.

Позднее, когда в страну Югру пришли православные миссионеры, ханты и мансы, спасая Золотую Бабу и ее богатства, ушли за Урал. С тех пор ее прятали где-то в месте слияния Оби и Иртыша, недалеко от села Белогорья.

Золотого идола не раз пытался найти Ермак Тимофеевич, ходивший в "страну Сибир". В 1585 году летом Ермак попал в засаду, был ранен и утонул в реке Вагай, близ ее впадения в Иртыш.

В 1904 году этнограф Константин Носилов нашел в верховьях Конды слепого старика манси Савву, который знал кое-что о Золотой Бабе, но на все просьбы рассказать о ней подробно упорно твердил лишь одно: "Голая баба - и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, все есть, все сделано, как быть бабе." Незадолго до революции идол упоминался в "Инструкции Кондинской миссии".

В 60-е годы нашего столетия исследователь Лев Теплов приложил немало сил, чтобы найти разгадку югорского идола. Ему удалось разыскать старого охотника Григория Сургучева, бывшего шамана, хорошо осведомленного о тайнике, в котором последние потомки жителей Югры прятали священную статую. Но и он был лаконичен в ответах: "Этот шайтан, - говорил Сургучев, - находится в покое. Никому не найти. Есть маленький островок среди болот, никому не попасть - не заметить".

Как считают некоторые ученые, история "золотой бабы" началась еще в IV веке нашей эры, когда полчища гуннов, вышедших с необозримых просторов Западной Сибири и нынешнего Алтая, проникли далеко в Европу и нанесли поражение прославленным римским легионам. Отягченные богатой добычей, победители вернулись к родным местам. В числе бесчисленных войск Алариха были тысячные отряды стрелков-вогулов с Северного Урала. Часть их на обратном пути осела в долинах Паннонии и основала позднее нынешнюю Венгрию. Другая часть, вернувшись в пределы так называемой Биармии, вскоре стала молиться новому божеству - золотой статуе женщины, украденной из Рима.

Высшее божество народов Севера привлекло внимание европейцев. Нормандские викинги, новгородские ушкуйники и другие любители золота стали охотиться за нею, язычники ее прятали от чужих глаз, и родились многочисленные легенды и "свидетельства". Фактически же никто из свидетелей не видел воочию Юмалы, как назвали свое божество вогулы-манси. Поэтому каждый представлял ее себе по-своему. Одни изображали Юмалу статуей огромного роста, сидящей с блюдом на коленях. Другие утверждали, что золотая женщина держит на руках ребенка, третьи изображали ее с копьем в руках.

Многочисленные легенды родились не на пустом месте, поэтому уже более 500 лет любознательные люди ищут Золотую бабу, чтобы убедиться в ее существовании. В том, что она была, сомнений нет, а вот куда ее упрятали шаманы либо Кучум - над этим ломают голову искатели сокровища. Юмалу искали в районах Северного Урала, в бассейнах рек Иртыша и Конды, в болотах вокруг Ханты-Мансийска, центра национального округа, однако в бассейне Оби массовых поисков не наблюдалось Искатели находили старые капища с бусами и цветными лоскутками, деревянных и каменных идолов, нападали якобы на след Юмалы на диком островке среди болот. Между тем имена статуи и Кучума в сознании побежденных вогулов, ханты и манси оказались прочно связаны.

Свидетельства о том, что "золотая баба" не исчезла бесследно, относятся в даже концу XIX и середине XX века. А скрылась в "подполье" еще в XVI веке. Говорит в пользу этого еще одна легенда: венгерский историк и фольклорист Иштван Дьёр в 50-е годы издал книгу, в которой собрал свидетельства вогулов, проживавших на исторической родине венгров.

В истории Прикамья, откуда ведут следы статуи, утвердилось мнение, что аборигенами края были коми-пермяки. Это верно отчасти. Коми-пермяки населяли только северо-западную часть Прикамья, а берегами Камы, Чусовой и Сылвы владели задолго до прихода Строгановых племена вогулов. Их охотничьи владения простирались до Северного Урала по обе стороны от хребта. Это были многочисленные роды храбрых и метких охотников, объединенных в княжества, не особенно дружные между собой. Сылвенские и чусовские вогулы, владельцы статуи под давлением русскихъ перешли Урал и обосновались в районах Оби и Иртыша. Между ними ни на мгновение не прекращалась борьба за обладанией священной статуи.

Спор разрешил сибирский хан Кучум. Задавшись целью распространения ислама среди вогулов, он стал жестко преследовать языческие моления. Вот почему вогулам приходилось скрывать главное божество и перемещать тайно на большие расстояния. В конце концов вогульские князья пришли к выводу, что Юмалу безопасней использовать в том капище, куда не дотягивается рука сибирских татар,- на западном склоне Уральского хребта. Тайными тропами статуя из низовьев Иртыша была перенесена на Чусовую. Но там уже слишком часто появлялся новый враг - русские. Есть данные, что неподвластные Кучуму чусовские и сылвенские вогулы прекратили свары и договорились об общем использовании божества: поместили его на Медвежьем острове, что на Оби. На вершине холма устанавливалась Золотая баба, хранимая до торжественных случаев в землянке под охраной стрелков и шаманов.

Однако Кучум нашел место капища и для достижения не только военной, но моральной победы над враждебными племенами, вероятно, забрал статую. После его разгрома были возможны два исхода: либо хан сам спрятал "золотую бабу", либо ее вернули себе прежние владельцы - вогулы, ханты и манси. Впрочем, и победителям, и побежденным было крайне необходимо спрятать идол как можно надежнее - в Сибирь проникала новая сила, русские переселенцы. Вначале тайну свято хранили оставшиеся в живых, а затем она постепенно скрылась во глубине веков. Впрочем, гунны-победители, возвращаясь из Европы к родным становищам, вряд ли ограничились только "золотой бабой". И поэтому вполне возможно, что на местах стоянок бывших могучих племен до сих пор лежат где-то глубоко под землей бесценные творения древних римлян...

А на Оби была построена мощная гидроэлектростанция, поднявшая уровень воды настолько, что огромные площади лесных угодий оказались затоплены. Где-то под водой осталось место , где, возможно, покоится древняя югорская святыня. А уже этой весной несколько новосибирцевя кобы наблюдали на небольшой глубине какой-то металлический предмет, имеющий золотой блеск. Правда, свидетели отказались сообщить, с чем было связано их плавание: с рыбалкой или просто отдыхом на воде...