Авианосцы - крупнейшие из современных боевых кораблей. Самое интересное, что их эффективность значительно преувеличена, а сам авианосец, скорее, символ престиже, нежели супероружие. К слову говоря, примерное также в начале прошлого века ситуация обстояла с линкорами - они мощные, большие, дорогие, но реальные боевые действия показали, что эффективность этих кораблей оставляет желать лучшего.
Говорить мы будем преимущественно о США, как о стране, делающей большие ставки на авианосцы.
В настоящее время на вооружении страны демократии имеется две модели авианосцев: тип "Нимиц" и "Форд". Второй только один и еще два строятся, а первых аж 10 штук. Именно о них и пойдет речь.
Строительство одного такого корабля обходится в 5 миллиардов долларов. Впрочем, для страны, чей военный бюджет превышает 600 миллиардов в год это не так уж и много, учитывая, что построить авианосец надо один раз, а эксплуатировать его можно десятилетиями.
Впрочем, на обслуживание корабля уходит порядка 10 миллионов в месяц или же 120 в год. Кроме этого, каждые 10 лет корабли проходят капитальный ремонт и модернизацию, которые стоят еще порядка 2-3 миллиардов, в зависимости от степени износа.
Но сам по себе авианосец никого не интересует - это просто большой корабль. Ключевую роль на нем играет авиация.
На кораблях класса "Нимиц" может базироваться до 60 самолетов, однако на практике их число редко превышает 40 плюс десяток вертолетов.
Преимущественно авиакрыло состоит из истребителей и вспомогательных аппаратов радиэлектронной борьбы и радиообнаружения.
Конкретно по стоимости здесь сказать сложно, так как на разных авианосцах могут использоваться различные модели. В среднем стоимость авиакрыла варьируется от 3 до 5 миллиардов.
По поводу их обслуживания цифр, к сожалению нет, но есть не менее любопытные данные:
Один час полета истребителя F-16 обходится в 9 тысяч долларов, а F-22 в 49 тысяч.
В мирное время в рамках учений и патрулей с палубы авианосца производится около 3000 вылетов в год. О продолжительности полетов говорить сложно: это может быть как учебная отработка взлета-посадки, которая занимает не более 40 минут, так и многочасовой патрульный вылет.
Даже если принять среднюю длительность полета в 1 час (хотя на деле она явно длится дольше), а среднюю стоимость часа полета за 30 тысяч, то получим, что в год только на полеты с одного авианосца тратиться еще 90 миллионов.
При этом авианосец - слишком дорогой и незащищенный корабль, чтобы передвигаться в одиночку. Поэтому они всегда действуют в составе, так называемой, авианосной ударной группы.
Все они состоят из 6-7 эксинцев класса "Арли-берк" и 2-3 АПЛ "Лос-Анджелес".
Стоимость первых - по 1.4 миллиарда за штуку, вторых - 1.8 миллиарда. Обслуживание: 20 миллионов и 26 миллионов в год соответственно.
Итого: сопровождение авианосца стоит 12 миллиардов.
Что мы имеем в итоге: 5 миллиардов на постройку авианосца, еще 5 на авиакрыло и 12 на корабли сопровождения. Путем нехитрых вычислений получаем 22 миллиарда только на то, чтобы оснастить одну авианосную группу. Столько и стоит авианосец.
Это без учета стоимости обслуживания, затрат на экипаж и инфраструктуры для базирования группы.
А знаете, что самое забавное? Никто не знает, насколько авианосные группы эффективны в бою. После Второй Мировой они никогда не участвовали в полноценных сражениях. И вполне может случиться так, что авианосец - это просто дорогая игрушка.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного об оружии и военной технике в будущем. Заранее спасибо.